26.09.2022
Уважаемые родители первоклассников,
давайте обратимся к теме «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на
этапе поступления в школу».
Что же мы имеем на
этапе поступления ребенка в школу? В первую очередь, нужно вспомнить о
психологической готовности к школьному обучению.
Закономерно возникает
вопрос – что такое готовность к школьному обучению, как мы её
сформулируем? Психологическая готовность к школьному обучению — это
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения
школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Готовность к школе – многокомпонентное образование, но сейчас нас интересует
личностная готовность, хотя этому компоненту готовности не уделяют должного
внимания ни родители будущих первоклассников, ни педагоги.
Формирование
«внутренней позиции школьника» — это готовность к принятию новой роли
(социальной позиции) — положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.
ВПШ является
необходимым условием для принятия ребенком и выполнения учебных задач,
построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и
сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе, как
активного и ответственного члена общества.
При поступлении в
первый класс, у большинства детей, кроме принятия групповой урочной формы
обучения, происходит становление образа школы, как места получения знаний. В
семь лет отметка становится значима как поощрение учебной деятельности, но
вместе с тем, приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, что в
учебе есть другие смыслы, которые постепенно открываются ребенку – занять новый
социально значимый статус и приобщиться к миру знаний. Однако стоит еще раз отметить,
что у большинства детей внутренняя позиция продолжает активно развиваться уже
после поступления в школу, по мере включения в учебную деятельность.
Доказано, что
готовность к школе проявляется не только в умении читать,
писать, считать. Готовность к школе проявляется:
— в способности СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ ВЗРОСЛОГО, выполнять его
указания;
— в способности ОРГАНИЗОВЫВАТЬ и КОНТРОЛИРОВАТЬ свои
действия;
— в умении ОБЩАТЬСЯ со сверстниками;
— в способности на достаточном уровне СОСРЕДОТАЧИВАТЬ внимание,
воспринимать материал, запоминать сложную информацию.
Важную роль играет и мотивация учения. Желание учиться будет
повышаться только при укрепления собственно умения учиться. Учите ребенка
выполнять действия по инструкции, формируйте привычку слушать и
выполнять четкие указания взрослого. Просите у ребенка повторить данную
ему инструкцию.
В первые 2-3 месяца преобладает игровой мотив учения, у некоторых
позиционный или социальный, и только потом возникает учебный. Конечно,
надо поощрять ребенка, но похвала должна быть заслуженной, она стимулирует
первоклассника, только когда задание ощущается как трудное.
И еще один очень важный совет – соотносите свои ожидания
относительно успехов ребенка с его реальными возможностями.
Уважаемые родители, помните, что помогая первокласснику формировать
ВНУТРЕННЮ ПОЗИЦИЮ ШКОЛЬНИКА, вы вносите огромный вклад в
дальнейшее успешное обучение, развитие своего ребенка. Имея
сформированную внутреннюю позицию, ребенок сам с интересом и желание
будет учиться, расти как личность.
Успехов в новом учебном году!