положение об адаптированных образовательных программах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (pdf.io) (1)

Российская Федерация Республика Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова
города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова»)
297407, Республика Крым, город Евпатория, проспект Победы, дом 21.
Тел., факс (36569) 3-63-20. E- mail: school_Evp11@crimeaedu.ru
ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
(протокол от « 30»08.2023г.№ 2)

ПРИНЯТО
Управляющим советом
(протокол от «28» 08.2023г.№ 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «СШ № 11 им.
Евграфа Рыжова»
№_01-11/353 от «01» 09. 2023г.

Положение № 2.21
об адаптированных образовательных программах для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждении «Средняя школа №11 имени Героя
Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города
Евпатории Республики Крым»

I.

Общие положения

1.1. Данное положение разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования», Устава МБОУ «СШ №11 им.Евграфа Рыжова» от 26.04.2023
№1291-п.
1.2. Положение регламентирует порядок разработки и реализации в МБОУ «СШ №11 им.
Евграфа Рыжова» (далее Образовательная организация) адаптированных образовательных
программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая
детей-инвалидов, и имеет целью обеспечение доступности образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.
1.3. Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик
образования
(объём,
содержание,
планируемые
результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
1.4. Адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с
инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц. При этом программа может учитывать как общие
особенности обучающихся с той или иной патологией (например, слабослышащие,
слабовидящие дети), так и индивидуальные. Для детей-инвалидов образовательная
программа строится на основе требований, указанных в индивидуальной программе
реабилитации.
1.5. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной
общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и
особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится
ребенок. При этом адаптации и модификации подлежат:
• программы учебных предметов;
• учебники и рабочие тетради;
• электронные средства и формы организации обучения;
• формы организации учебного процесса;
• способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные
потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы
коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с
текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и
мн. др.)
1.6. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
(специализированных) классах, группах.
1.7. АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням
образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов
образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в
соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
1.8. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций
психолого-педагогического консилиума школы (ППк), ЦПМПК (при требовании в
специальных условиях обучения и , воспитания), индивидуальной программы реабилитации
инвалида ИПР (при наличии) и включает следующие направления деятельности:

- анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания
примерных программ для детей с ОВЗ;
- учёт особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (на основании документов,
представленных родителями (законными представителями) обучающегося);
- проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
- определение временных границ освоения АОП (при проектировании АОП указывается
отрезок времени, покрываемый реализацией содержания программы);
- чёткое формулирование цели АОП;
- определение круга задач, конкретизирующих цель АОП;
- определение содержания АОП;
- планирование форм реализации АОП (реализация АОП может осуществляться с
использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных
технологий);
- использование разных форм, методов и приёмов организации образовательной
деятельности для обучающихся с ОВЗ;
- планирование участия в реализации АОП различных специалистов (учителей,
психолога, социального педагога, логопеда, тьютора и др.), при этом особое внимание
следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных
представителей) обучающегося с ОВЗ или группы обучающихся с ОВЗ со схожими
нарушениями развития.
1.9. Образовательная организация ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и
(или) группы обучающихся с ОВЗ.
II.
Структура адаптированной программы обучения детей с ОВЗ
2.1. Адаптированная программа ФГОС НОО должна содержать следующие разделы:
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
- программа формирования универсальных учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов;
- программа духовно-нравственного развития;
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
- программа коррекционной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
- учебный план;
- программа внеурочной деятельности;
- система условий реализации АОП НОО.
2.2. Адаптированная программа ФГОС ООО должна содержать следующие разделы:
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися АОП ООО;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
- программа формирования универсальных учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов;
- программа духовно-нравственного развития;
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
- программа коррекционной работы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
- учебный план;
- программа внеурочной деятельности;
- система условий реализации АОП ООО.
2.3. Адаптированная программа ФГОС СОО должна содержать следующие разделы:
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися АОП СОО;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП СОО.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
- программа формирования универсальных учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов;
- программа духовно-нравственного развития;
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
- программа коррекционной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
- учебный план;
- программа внеурочной деятельности;
- система условий реализации АОП СОО.
III.
Условия реализации адаптированной образовательной программы
3.1. При реализации АОП необходимо создавать условия:
-учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в
особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных
методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития
(информационно-методических, технических);
-реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогамипсихологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение
специальными психологами;
-предоставление обучающимся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;
-привлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический
процесс.
3.2. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены учителялогопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.
3.3. Решение о переводе обучающихся с ОВЗ на АОП принимается на основании
рекомендаций центральной психолог-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) и по
заявлению родителей (законных представителей) обучающихся.
3.4. Формы и критерии мониторинга результатов освоения адаптированной
образовательной программы определяются Положением о текущем контроле успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.
3.5. Освоение АОП завершается государственной итоговой аттестацией в формах и порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. При решении вопроса о переводе обучающихся с ОВЗ как не прошедших
промежуточную аттестацию в образовательной организации необходимо руководствоваться
требованиями законодательства.
IV.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
4.1. Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе не должно превышать четырёх человек.
Наполняемость специализированных классов для детей с ОВЗ определяется в соответствии с

законодательством.
4.2. В образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности по
АОП допускается:
- совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с
задержкой психического развития;
-совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной
отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один
класс).
4.3.Обучающимся с расстройством аутистического спектра, с ДЦП и для других категорий
детей при необходимости организуется специальное сопровождение тьютора по
рекомендации ПМПК.
4.4. Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на
групповых занятиях кроме учителя присутствует тьютор, организуются индивидуальные
занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке
эмоционального и социального развития.
4.5. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового
обучения осуществляется исходя из региональных условий, условий школы и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а
также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей).
4.6. Неоднородность состава обучающихся с ОВЗ и максимальный диапазон различий в
требуемом уровне и содержании образования обуславливает в зависимости от степени
выраженности дефекта или диагноза. При разработке адаптированных образовательных
программ учителями - предметниками должны учитываться рекомендации ППк школы,
желание родителей (законных представителей), наблюдение узких специалистов (невролога,
психиатра и т.д.), диагностические материалы по предмету, диагностические материалы
психолога.
4.7. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития данной
категории обучающихся с ОВЗ и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».