Российская Федерация Республика Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова») 297407, Республика Крым, город Евпатория, проспект Победы, дом 21. Тел., факс (36569) 3-63-20. E- mail: school_Evp11@crimeaedu.ru ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом (протокол от « 30»08.2023г.№ 2) ПРИНЯТО Управляющим советом (протокол от «28» 08.2023г.№ 1) УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова» №_01-11/353 от «01» 09. 2023г. Положение № 2.21 об адаптированных образовательных программах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного общеобразовательного учреждении «Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города Евпатории Республики Крым» I. Общие положения 1.1. Данное положение разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Устава МБОУ «СШ №11 им.Евграфа Рыжова» от 26.04.2023 №1291-п. 1.2. Положение регламентирует порядок разработки и реализации в МБОУ «СШ №11 им. Евграфа Рыжова» (далее Образовательная организация) адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая детей-инвалидов, и имеет целью обеспечение доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов. 1.3. Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. 1.4. Адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. При этом программа может учитывать как общие особенности обучающихся с той или иной патологией (например, слабослышащие, слабовидящие дети), так и индивидуальные. Для детей-инвалидов образовательная программа строится на основе требований, указанных в индивидуальной программе реабилитации. 1.5. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок. При этом адаптации и модификации подлежат: • программы учебных предметов; • учебники и рабочие тетради; • электронные средства и формы организации обучения; • формы организации учебного процесса; • способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.) 1.6. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных (специализированных) классах, группах. 1.7. АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. 1.8. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума школы (ППк), ЦПМПК (при требовании в специальных условиях обучения и , воспитания), индивидуальной программы реабилитации инвалида ИПР (при наличии) и включает следующие направления деятельности: - анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ для детей с ОВЗ; - учёт особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (на основании документов, представленных родителями (законными представителями) обучающегося); - проектирование необходимых структурных составляющих АОП; - определение временных границ освоения АОП (при проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания программы); - чёткое формулирование цели АОП; - определение круга задач, конкретизирующих цель АОП; - определение содержания АОП; - планирование форм реализации АОП (реализация АОП может осуществляться с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий); - использование разных форм, методов и приёмов организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ; - планирование участия в реализации АОП различных специалистов (учителей, психолога, социального педагога, логопеда, тьютора и др.), при этом особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития. 1.9. Образовательная организация ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ. II. Структура адаптированной программы обучения детей с ОВЗ 2.1. Адаптированная программа ФГОС НОО должна содержать следующие разделы: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО; - система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: - программа формирования универсальных учебных действий; - программы отдельных учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития; - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: - учебный план; - программа внеурочной деятельности; - система условий реализации АОП НОО. 2.2. Адаптированная программа ФГОС ООО должна содержать следующие разделы: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися АОП ООО; - система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: - программа формирования универсальных учебных действий; - программы отдельных учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития; - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: - учебный план; - программа внеурочной деятельности; - система условий реализации АОП ООО. 2.3. Адаптированная программа ФГОС СОО должна содержать следующие разделы: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися АОП СОО; - система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП СОО. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: - программа формирования универсальных учебных действий; - программы отдельных учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития; - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: - учебный план; - программа внеурочной деятельности; - система условий реализации АОП СОО. III. Условия реализации адаптированной образовательной программы 3.1. При реализации АОП необходимо создавать условия: -учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); -реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогамипсихологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами; -предоставление обучающимся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; -привлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс. 3.2. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены учителялогопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. 3.3. Решение о переводе обучающихся с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций центральной психолог-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) и по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. 3.4. Формы и критерии мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы определяются Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации. 3.5. Освоение АОП завершается государственной итоговой аттестацией в формах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3.6. При решении вопроса о переводе обучающихся с ОВЗ как не прошедших промежуточную аттестацию в образовательной организации необходимо руководствоваться требованиями законодательства. IV. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4.1. Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе не должно превышать четырёх человек. Наполняемость специализированных классов для детей с ОВЗ определяется в соответствии с законодательством. 4.2. В образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности по АОП допускается: - совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития; -совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс). 4.3.Обучающимся с расстройством аутистического спектра, с ДЦП и для других категорий детей при необходимости организуется специальное сопровождение тьютора по рекомендации ПМПК. 4.4. Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует тьютор, организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития. 4.5. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, условий школы и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей). 4.6. Неоднородность состава обучающихся с ОВЗ и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает в зависимости от степени выраженности дефекта или диагноза. При разработке адаптированных образовательных программ учителями - предметниками должны учитываться рекомендации ППк школы, желание родителей (законных представителей), наблюдение узких специалистов (невролога, психиатра и т.д.), диагностические материалы по предмету, диагностические материалы психолога. 4.7. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития данной категории обучающихся с ОВЗ и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.