СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ........................................................................................... 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................. 3 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ........................................................ 4 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................. 4 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ........................................................................... 7 2.1 Уклад общеобразовательной организации...................................................... 7 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности .......................... 8 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 17 3.1 Кадровое обеспечение ...................................................................................... 17 3.2 Нормативно-методическое обеспечение ....................................................... 17 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями....................................................................... 18 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся ............................................................................. 19 3.5 Анализ воспитательного процесса................................................................. 20 2 Пояснительная записка Примерная рабочая программа воспитания для МБОУ «СШ №11» служит основой для воспитательной работы школы. В основу Рабочей программы воспитания школы положена Примерная программа воспитания «Крым в сердце моем» г. Евпатория, 2020 г.. Программа разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). Назначение Рабочей программы воспитания помочь создать и реализовать программу воспитания, направленную на решение проблемы гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа воспитания школы показывает, каким образом педагогический коллектив может реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. В центре Рабочей программы воспитания (далее – Программа) в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие школьников, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития Крыма, России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение школьниками личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у школьников основ российской идентичности; готовность школьников к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания – это описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Сама по себе программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог - своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическому коллективу скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники школы, учащиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания учащихся в школе определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания учащихся. Вариативный компонент содержания воспитания учащихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 3 Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1 Цель и задачи воспитания учащихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цель воспитания учащихся в школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания учащихся в школе: усвоение ими знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения учащимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности щколы по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: 4 гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих ФГОС. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть больше внимания на разных уровнях общего образования: В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими основных норм поведения в обществе и традиций общества, в котором они живут. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего 5 образования. Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. 6 Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации История города складывается из тысячи событий, каждодневно происходящих в нем. Яркие и не очень, значительные и рядовые, с течением времени они и образуют его историю. Одна из страниц истории города – это средняя школа № 11. Она введена в эксплуатацию в 1973 году, в 1975 году состоялся первый выпуск. Проектная мощность 750 человек, фактический контингент учащихся 895 человек. За 47 лет школу закончили более 2800 выпускников. Ежегодно до 80 % выпускников поступают учиться в высшие учебные заведения. Среди выпускников школы 175 учителей, 168 медицинских работников, 120 – представители силовых структур, есть бизнесмены, частные предприниматели, инженеры. В МБОУ «СШ № 11» работает 52 педагогических работников: учителей высшей категории-20 ; первая категория- 15. Все имеют высшее образование. Основную воспитательную функцию выполняют классные руководители, которые имеют достаточный профессиональный и педагогический опыт. Так, из 33 классных руководителей, все имеют высшее образование; стаж работы классными руководителями от 1 до 10 лет имеют – 15 человек (45,5%) ; от 11 до 20 лет- 9 человек (27,3%) ; более 20 лет-9 человек (27,3%). Сегодняшний коллектив школы имеет огромный творческий потенциал, способен создать условия для творческого развития личности каждого ребёнка. В школе созданы органы ученического самоуправления (Детское творческое объединение «Спектр», мини-объединения «Радуга», «Школобоз», «Палитра», «КТД», «Физкультура и спорт», «Зелёный парус», «ДОМ», совет ДТО «Спектр»), творческие группы, где все желающие школьники могут найти то направление деятельности, которое им интересно. Многие школьники участвуют в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровня. В среднем в течение года учащиеся школы принимают участие в 105 творческих конкурсах, 10 спортивных соревнованиях, 20 олимпиадах по предметам различного уровня, а также в 7 конкурсах –защиты исследовательских работ МАН «Искатель». На базе школы созданы кружки и секции разных направлений. Приоритет дети отдают таким направлениям как общекультурное, спортивно-оздоровительное. Занятость школьников в кружках школы в среднем составляет 55%, также учащиеся школы посещают различные кружки, секции в учреждениях дополнительного образования (75%). На базе школы организованы кружки в сотрудничестве с Республиканской шахматной школой, а также с эколого-биологическим центром города Евпатории. Создан отряд юнармейцев на базе 6 и 8 классов, организован «Пост №1». В «Вахте памяти» приняли участие 10,9 и 8 классы. Учащиеся школы принимают участие в значимых проектах «Успех каждого ребёнка», «Билет в будущее», «Большая перемена» Процесс воспитания в школе основывается на принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 8 Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у учащихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение учащихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных учащихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся осуществляется в рамках выбранных учащимися курсов, занятий: занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности; занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовноисторическому краеведению; занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской 9 направленности; занятия экологической, природоохранной направленности; - занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров; занятия туристско-краеведческой направленности; занятия оздоровительной и спортивной направленности. Программы курсов внеурочной деятельности МБОУ «СШ №11» в соответствии с направлениями личностного развития учащихся Часть, рекомендуемая для всех учащихся Направления развития Наименование программы курса внеурочной личности учащихся деятельности Информационно-просветительские «Разговоры о важном», «Я - патриот», «Судьба занятия патриотической, России- моя судьба», «Вокруг меня мир» нравственной и экологической направленности Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учащихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического «Основы финансовой грамотности», «Я финансист», «Основы критического мышления при оценке рекламы и маркетинговых активностей», «Функциональная грамотность» «Кем быть?», Профессии моих родителей», «Город в котором я живу», «Профессии , которые нужны городу», «Профессии будущего» Вариативная часть «По дороге к знаниям», «Геометрия вокруг нас», «Калейдоскоп наук», «Умники и умницы», «Хочу всё знать», «Эрудит», «Логика», Занимательная грамматика», «Занимательная математика», «Юный математик», «Что? Где? Когда?», «Английский – это весело!», «История в лицах», «Загадки истории и современность». Подвижные игры», «Будь здоров!», «Юный спасатель», «Азбука здоровья», «Школа доктора Здоровье», «Уроки здоровья», «Здоровое питание», «Спортчас», «В мире прекрасного», «Юный художник», «Умелые ручки», «Прекрасное рядом», «Мир в красках и карандашах», «Кукольный театр», «Весёлые нотки», «Разноцветный мир лепки», «Буду мову я вивчати», «Мир танца», «Спортивное ГТО», «Меткий стрелок» «Тропинка к своему Я», «Азбука нравственности», «Азбука добра», «Школа общения», «Уроки нравственности», «Вокруг меня мир», «Школа этикета», «Проектная деятельность», КТД 10 самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в качестве особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации учащихся предусматривает: - планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности; инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с учащимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации; изучение особенностей личностного развития учащихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; доверительное общение и поддержку учащихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с учащимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, 11 администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п. Основные школьные дела Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может предусматриват: - общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; - участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; - торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе; - церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) учащихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности; - социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; - проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с семьями учащихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения; - разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности; - вовлечение по возможности каждого учащегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь учащимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; - наблюдение за поведением учащихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с учащимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного предусматривает: потенциала внешкольных мероприятий -общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами школы; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, 12 модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) учащихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) учащихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно- пространственной среды предусматривает: -оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; - организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; - размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными учащимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; -изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; -организацию и поддержание в школе звукового пространства позитивной духовнонравственной, гражданско- патриотической воспитательной направленности (звонкимелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; -разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях школы для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников; -оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и учащихся и т. п.; - популяризацию символики школы (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма 13 обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; -подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ учащихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; -поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в школе, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при школе; -разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; -создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые учащиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; -совместная деятельность классных руководителей, учащихся, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; -разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); -разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся предусматривает: создание и деятельность в школе, в классах представительных родительского комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений учащихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, круглых столов, предоставляющих родителям, педагогам и учащимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания, приглашением специалистов; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительские форумы при интернет-сайте школы, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого- педагогическом консилиуме в школе в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; 14 при наличии среди учащихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе предусматривает: -организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Совет ДТО «Спектр», мини-объединение «Радуга» или др.), избранных учащимися; -представление органами ученического самоуправления интересов учащихся в процессе управления школой; -защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав учащихся; -участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы; -участие представителей органов ученического самоуправления учащихся в анализе воспитательной деятельности в школе. Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает: - организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска учащихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); проведение коррекционно-воспитательной работы с учащимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными учащимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение учащихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.); организацию превентивной работы с учащимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной, художественной 15 и др.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп учащихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); профилактику расширения групп, семей учащихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). Социальное партнёрство Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает: участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание учащихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Профориентация Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы может предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку учащегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; организацию на базе детского лагеря при школе профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; совместное с педагогами изучение учащимися интернет- ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям 16 профессионального образования; индивидуальное консультирование психологом учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение учащимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Специфика кадров МБОУ «СШ №11» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Статус МБОУ «СШ№11» как общеобразовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счет максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие. В педагогическом коллективе школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-организатор, педагог- библиотекарь, советник директора по воспитанию и взаимодействия с общественными объединениями, педагоги дополнительного образования. 3.2 Требования к условиям работы с учащимися с особыми образовательными потребностями В воспитательной работе с категориями учащихся, имеющих особые образовательные потребности: учащихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия. На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого учащегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между учащимися, родителями (законными представителями), педагогами. Особыми задачами воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе; 17 формирование доброжелательного отношения к учащимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей учащихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы учителей-предметников, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога; – личностно-ориентированный подход в организации деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями. всех видов 3.3 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности учащихся призвана способствовать формированию у учащихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности учащихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех учащихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа учащихся); соответствия артефактов и процедур награждения укладу школы, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность учащихся, преодолевать межличностные противоречия между учащимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) учащихся, представителей родительского сообщества, самих учащихся, их представителей (с учётом ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции учащихся и 18 социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность учащихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения учащегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинг — размещение имен учащихся или названий групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём- либо. Благотворительная поддержка учащихся, групп учащихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи учащихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, целям, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в школе. 3.4 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами учащихся на уровнях начального общего образования, установленных соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса и результатов воспитания включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: -взаимное уважение всех участников образовательных отношений; -приоритет анализа сущностных сторон воспитания. -ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, учащимися и родителями (законными представителями); -развивающий характер осуществляемого анализа; - ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с учащимися, коллегами, социальными партнерами); -распределенная ответственность за результаты личностного развития учащихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие учащихся - это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует 19 наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития учащихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитанию и социализации с последующим обсуждением результатов на совещании классных руководителей или педагогическом совете. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития учащихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии учащихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы , затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой совместной деятельности учащихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности учащихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитанию и взаимодействия с общественными объединениями, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) учащихся, актива Совета старшеклассников. Способам и получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности учащихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с учащимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями Совета старшеклассников. Результаты обсуждаются на совещаниях классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: - проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; - деятельности классных руководителей и их классов; - реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; - организуемой внеурочной деятельности учащихся; - внешкольных мероприятий; - создания и поддержки воспитывающей предметно-пространственной среды; - взаимодействия с родительским сообществом; - внешкольных мероприятий; - деятельности ученического самоуправления; - деятельности по профилактике и безопасности; - реализации потенциала социального партнерства; - деятельности по профориентации учащихся; - работы школьных медиа; - работы школьного спортивного клуба. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитанию и взаимодействия с общественными объединениями в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе. 20 Приложение КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ на 2022-2023 учебный год ( 5-е классы ) I. Пояснительная записка Календарный план воспитательной работы на 2022/23 учебный год составлен на основе рабочей программы воспитания школы. Основным целевым приоритетом воспитания для школы в новом учебном году является создание условий для усвоения школьниками социально значимых знаний. На основании результатов анализа воспитательной работы предыдущего года в календарный план в модуль «Классное руководство» внесен расширенный блок мероприятий по индивидуальной работе с детьми, требующими особого внимания. Также в 2022/23 учебном году будет активизирована работа ученического самоуправления. Впервые в образовательной организации состоится слет активов классных коллективов школы, где будут проведены для них мини-тренинги и обучение основам самоуправления. В календарном плане воспитательной работы все модули имеют иерархию значимости. В процессе реализации календарного плана воспитательной работы на 2022/23 учебный год планируются следующие результаты: II. Цели и задачи воспитания Цель воспитательной работы школы на 2022/2023 учебный год: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Целевые приоритеты воспитания детей подросткового возраста является личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, окружающим людям и самим себе. Задачи воспитательной работы: 1. Формировать и развивать личность каждого учащегося в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины, потребность в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции 2. развивать самостоятельность, личную ответственность, созидательные способности и качества человека, позволяющие ему учиться, действовать и эффективно взаимодействовать в социуме. 3.вовлекать учащихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах. 4. формировать такие качества, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность. 5. подготовка учащегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. 6. привлекать родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников, повышение педагогической грамотности родителей. 7. Развивать индивидуальные способности и таланты учащихся, обеспечить условия их самореализации; 8. формировать коммуникативную компетентность, способность к эффективному 21 межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе; 9. прививать культуру общения со средствами массовой информации; пробуждать интерес к прессе; формировать потребности в постоянном повышении информированности. III. Виды, формы и содержание деятельности 1. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дела, события, мероприятия Дата проведен ия урок 1 сентября Всероссийский открытый «Современная российская наука» Тематические уроки: - «Генетика и качество жизни»; - «Энергетика будущего»; - «Искусственный интеллект»; - «Человек и общество» апрель Классные руководители учителя биологии учителя физики учителя математики учитель химии учителя предметники учителя русского языка ДТО «Спектр» В течение года Классные руководители сентябрь октябрь ноябрь декабрь Организация и проведение школьных олимпиад по предметам Литературная викторина, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова Организационно-деятельностная игра «День самоуправления» Музейные уроки Ответственн ый Октябрьдекабрь декабрь Отметка о выполнени и 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Часть, рекомендуемая для всех учащихся Направления развития Наименование программы курса внеурочной личности учащихся деятельности Информационно-просветительские «Разговоры о важном», «Я - патриот», «Судьба занятия патриотической, России- моя судьба», «Вокруг меня мир» нравственной и экологической направленности Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учащихся Занятия, связанные с реализацией «Основы финансовой грамотности», «Я финансист», «Основы критического мышления при оценке рекламы и маркетинговых активностей», «Функциональная грамотность» «Кем быть?», Профессии моих родителей», «Город в котором я живу», «Профессии , которые нужны городу», «Профессии будущего» Вариативная часть «По дороге к знаниям», «Геометрия вокруг нас», 22 особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности «Калейдоскоп наук», «Умники и умницы», «Хочу всё знать», «Эрудит», «Логика», Занимательная грамматика», «Занимательная математика», «Юный математик», «Что? Где? Когда?», «Английский – это весело!», «История в лицах», «Загадки истории и современность». Подвижные игры», «Будь здоров!», «Юный спасатель», «Азбука здоровья», «Школа доктора Здоровье», «Уроки здоровья», «Здоровое питание», «Спортчас», «В мире прекрасного», «Юный художник», «Умелые ручки», «Прекрасное рядом», «Мир в красках и карандашах», «Кукольный театр», «Весёлые нотки», «Разноцветный мир лепки», «Буду мову я вивчати», «Мир танца», «Спортивное ГТО», «Меткий стрелок» «Тропинка к своему Я», «Азбука нравственности», «Азбука добра», «Школа общения», «Уроки нравственности», «Вокруг меня мир», «Школа этикета», «Проектная деятельность», КТД 3. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Дата Отметка о Ответственный проведения выполнении Урок, посвященный Дню сентябрь Учителя окончания Второй мировой войны истории Урок, посвященный сентябрь Учителя Крымской войне 1853-1856 годов истории Урок, посвященный Дню сентябрь классные Государственного герба и руководители Государственного флага Республики Крым Участие во Всероссийской сентябрь классные благотворительной акции «Белый руководители цветок» Всероссийский урок «Экология и сентябрь учителя энергосбережение» в рамках биологии Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Тематический час « Трагедия в сентябрь классные Беслане» руководители Классные часы «Мы все такие сентябрь классные разные», посвященные руководители Дела, события, мероприятия 23 8. Международным дням глухих и жестовых языков День здоровья сентябрь Рубрика «По страницам истории»: 210 лет со дня Бородинского сражения Рубрика «По страницам истории»: 65 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли Рубрика «По страницам истории»: 65 лет со дня зажжения Вечного огня Литературная минутка: 130 лет со дня рождения М. Цветаевой 08.09. 13. Общешкольная акция в рамках Всероссийского дня чтения 09.10 14. Акция «Помоги библиотеке», посвященная Международному дню школьных библиотек 24.10 15. Урок здоровья «О ценности питания» Исторический час «День начала Нюрнбергского процесса» Урок, посвященный Дню народного единства Защита социальных проектов класса «Мы за здоровый образ жизни» октябрь 9. 10. 11. 12. 16. 17. 18. 04.10 классные руководители 06.10 классные руководители 08.10 классные руководители, учителяпредметники Педагогбиблиотекарь, учителяпредметники Педагогбиблиотекарь, классные руководители Классные руководители учителя истории ноябрь ноябрь ноябрь 19. Рубрика «По страницам истории»: 190 лет со дня рождения А. Третьякова 20. Единый урок «Права человека» декабрь 21. Урок, посвященный Дню Неизвестного Солдата Урок, посвященный Дню Героев Отечества Урок, посвященный Дню Конституции Российской Федерации Рубрика «По страницам истории»: 100 лет со дня образования СССР Рубрика «По страницам истории»: 380 лет со дня рождения Исаака Ньютона декабрь 22. 23. 24. 25. 15.12. декабрь декабрь 30.12. 04.01 24 классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители 57 классов классные руководители, учителяпредметники классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители, учителя- 26. Литературная минутка: 140 лет со дня рождения А. Толстого 27. Урок, посвященный Дню Республики Крым Участие в Международной сетевой акции «Читаем о блокаде» Классные часы, посвящённые Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Классный час, посвященный Победе в Сталинградской битве Литературная минутка: 150 лет со дня рождения М. Пришвина 28. 29. 30. 31. 32. Рубрика «По страницам истории»: 550 лет со дня рождения Н. Коперника 33. Спортивный праздник «Сильнее, выше, быстрее!», посвященный Дню защитника Отечества Участие во Всероссийской неделе Детской и юношеской книги Литературная минутка: 200 лет со дня рождения А. Н. Островского 34. 35. 10.01 январь январь февраль 02.02 04.02 19.02 февраль март 12.04 36. Церемония награждения «Элита школы» май 37. Урок, посвященный Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией Тематические классные часы, посвящённые дню освобождения от фашистских захватчиков Крыма, Евпатории Участие в экологоблаготворительном проекте «Крышечки добра», посвященном Дню земли Участие в эколого-социальном проекте «Батарейки, сдавайтесь» Участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Окна март 38. 39. 40. 41. классные руководители классные руководители, учителяпредметники классные руководители, учителяпредметники классные руководители 5ых классов Педагогбиблиотекарь классные руководители, учителяпредметники Минаева А.А., педагогорганизатор классные руководители апрель классные руководители апрель классные руководители апрель классные руководители классные руководители май 25 предметники классные руководители, учителяпредметники классные руководители классные руководители классные руководители 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Победы» Участие во Всероссийской акции «Сад памяти» (9 классы) Тематические классные часы, экскурсии: «Путешествуя по Крыму»; «О городах России» Тематические классные часы «Для чего нужна семья»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Человек – творец своей судьбы»; «Жизнь – главная ценность человека» Участие во Всероссийском проекте «Киноуроки в школах России». Профилактические беседы о профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Проведение эколого-социального проекта «Сдай макулатуру -спаси дерево!» «Школа, я, моя семья» (социальная преобразующая добровольческая деятельность, социально значимые акции, коллективно-творческие дела) Участие в общешкольных субботниках по благоустройству территории школы Тематические классные часы «Мы вместе и мы рядом»; «Будем милосердны»; «Веселее жить, если добро творить»; «Давайте понимать друг друга», «Дарите людям доброту» посвященные Международному дню ДЦП, Международному дню слепых, Дню добровольца ( волонтёра), Международному дню инвалидов, Всемирному дню азбуки Брайля, Международному дню борьбы за права инвалидов май В течение года классные руководители классные руководители В течение года классные руководители В течение года в течение года классные руководители Классные руководители, медсестра школы в течение года Минаева А. А., классные руководители В течение года классные руководители В течение года Зам. директора по АХР, классные руководители классные руководители октябрь, ноябрь, декабрь, январь, май 4. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА № Дела, события, мероприятия п/п 1. Праздник «Первый звонок» 2. КТД «1 сентября» Дата Ответственный Отметка о проведения выполнении 1 сентября Минаева А. А. Классные 1-5 руководители, сентября учителя 26 предметники 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Принятие пятиклассников в ДТО «Спектр» Благотворительная акция «Белый цветок» Школьный смотр-конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Республиканский конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения среди воспитанников и учащихся образовательных организаций Республики Крым «Дорога глазами детей» Республиканский открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Крым в сердце моем» Конкурс «Лучший проект оформления классного уголка» КТД «Спасибо Вам, учителя!». Праздничный концерт ко дню Учителя Городской конкурс чтецов сентябрь Минаева А. А. сентябрь классные руководители сентябрь Минаева А. А. сентябрь Минаева А. А., педагогорганизатор сентябрь Минаева А. А., педагогорганизатор Активы классов сентябрь 5 октября октябрь 11. Республиканский конкурс рисунков и логотипов «Я против коррупции» октябрь 12. Всероссийский конкурс рисунков для детей из многодетных семей «Крылья ангела» Общешкольная акция к Всероссийскому дню школьных библиотек «Подарок школьной библиотеке» Конкурс поздравительных плакатов, посвященных Дню Учителя октябрь Школьный конкурс стенгазет, посвященный Дню народного единства Республиканский конкурс «Космические фантазии» октябрь Акция «Открытка Деду Морозу», посвященная Дню рождения Деда Мороза Республиканская выставка работ кружков по начальному техническому моделированию Республиканский конкурс «Школьные подмостки» ноябрь 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь 27 Минаева А.А. классные руководители Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Крайнова Е. П, классные руководители Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагог- 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Республиканский конкурс юных фотолюбителей «Крым – полуостров мечты» КТД «День народного единства». Танцевальный фестиваль народов России и Крыма Республиканский патриотический конкурс детского творчества «Ради жизни на земле!..» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым Городской конкурс «Рождественская игрушка и открытка» Городской конкурс «Новогодняя игрушка» ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь КТД «Новогодний ажиотаж» (новогодняя фотосессия, почта Деда Мороза, выставка новогодних поделок, конкурс кабинетов) Конкурс новогодних плакатов «Новый год к нам мчится!» декабрь декабрь 27. Республиканский конкурс юных журналистов и поэтов «Мой голос» декабрь 28. Всероссийский конкурс детского творчества «Базовые национальные ценности» Выставка фоторабот «Прекрасный вы, брега Тавриды!», посвященная Дню Республики Крым КТД «День защитника Отечества». Патриотическая игра «А ну-ка, парни!» Участие во Всероссийской акции «Дарите книги с любовью» январь 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Конкурс плакатов «Слава героям! Слава России» Слава тебе, наш солдат!», посвященный Дню Защитника Отечества Республиканский смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества «Наследники традиций» КТД «8 марта». Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню Конкурс поздравительных плакатов «Женщинам посвящается», январь февраль февраль февраль март март март 28 организатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А.А. классные руководители Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А.А. классные руководители Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А.А. классные руководители Крайнова Е. П., педагогбиблиотекарь Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А.А. классные руководители Минаева А. А., педагог- 36. 37. посвященный 8 Марта Выставка рисунков «Крымская весна», посвященная Дню воссоединения Крыма с Россией Большой Всероссийский Фестиваль 38. Республиканский конкурс «Пасхальная Ассамблея» 39. КТД «Чтобы помнили…». Школьный песенный конкурс «В гостях у второй поющей…» (5 классы) Торжественная линейка, посвященная празднику последнего звонка КТД «Последний звонок» 40. 41. 42. март апрель апрель апрель, май май май Конкурс плакатов «Исторический военный плакат», посвященный Дню Победы май организатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А., педагогорганизатор Минаева А. А. классные руководители Минаева А. А. классные руководители классные руководители Минаева А. А., педагогорганизатор 5. ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ № п/п Дела, события, мероприятия 1. Экскурсии по городу и Крыму 2. Заочные путешествия по историческим местам Российской Федерации Проекты учащихся «Я путешествую по стране» 3. Дата проведения В течение года В течение года В течение года Ответственный Отметка о выполнении кл. рук. кл. рук. кл. рук. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ № п/п 1. 2. 3. Дела, события, мероприятия Участие в проведении церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации Тематическое оформление кабинета Популяризация символики школы (эмблема, флаг, логотип и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты Дата проведения В течение года В течение года В течение года 29 Ответственный кл. рук. кл. рук. кл. рук. Отметка о выполнении 4. 5. Участие в благоустройстве, оформлении классной аудитории, пришкольной территории Подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ учащихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга В течение года кл. рук. В течение года кл. рук. 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ № Дела, события, мероприятия 1. Организация и проведение Родительского всеобуча, тематические вопросы на родительских собраниях (по отдельному плану) Вовлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения Проведение родительских собраний Проведение тематических консультаций «В семье растёт сын, дочь» Вовлечение родителей в управленческую деятельность на уровне классов ( совместные классные часы, спортивные праздники, экскурсии, походы, классные мероприятия) Оказание методической и консультативной помощи родителям , необходимой для усвоения учебных программ учащимися 2. 3. 4. 5. 6. Дата проведения 1 раз в четверть Ответственный Отметка о выполнении Администрация школы, классные руководители В течение года классные руководители, РК классов 1 раз в четверть В течение года классные руководители классные руководители В течение года классные руководители В течение года классные руководители 8. САМОУПРАВЛЕНИЕ № Дела, события, мероприятия 1. Формирование органов классного ученического самоуправления 2. Общешкольная ученическая конференция Дата Отметка о Ответственный проведения выполнении сентябрь Классные руководители 5х классов сентябрь Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» 30 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ролевая деловая игра «Выборы Президента школы» Школьный тематический квест, посвященный Дню Конституции России и Международному дню прав человека Проведение классных собраний Вовлечение учащихся в активную жизнь классов Организация дежурства в классах КТД «Как организовать отдых на каникулах с пользой?» Подготовка утренников для учащихся начальных классов 10. Ролевая деловая игра «День самоуправления» 11. Заседание Совета ДТО «СПЕКТР» 9. 12. Ведение классных уголков 13. Прием обучающихся в ДТО «СПЕКТР» октябрь декабрь 1 раз в четверть В течение года В течение года ноябрь, январь, март декабрь 21.04. 1 раз в четверть В течение года октябрь Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» Классные руководители Классные руководители Актив классов Актив классов, РК классов Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» Актив классов Минаева А. А., ДТО «СПЕКТР» 9. ПРОФИЛАКТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Организация и проведение в школе ноябрь единого классного часа по вопросам безопасного поведения обучающихся во время использования средств связи и в сети Интернет Урок, посвященный Дню сентябрь солидарности в борьбе с терроризмом Цикл бесед о соблюдении правил В дорожного движения: течение «Ответственность за нарушения ПДД: года общественная, административная, уголовная» Урок, посвященный Дню октябрь гражданской обороны Всероссийский урок безопасности октябрь школьников в сети «Интернет» Профилактические беседы «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» Проведение тематических классных часов, бесед: «Правонарушения и ответственность за них», «Уголовная ответственность 31 В течение года В течение года Классные руководители 8-9 классы Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители 5-е классы Классные руководители 5-е классы Классные руководители 8. 9. 10. 11. 12. несовершеннолетних», беседы о вреде курения, беседы о профилактике ВИЧ инфекции, «Правда и ложь об алкоголе», «День против курения»; «Здоровье - это жизнь»; «Личность и алкоголь»; «Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков» Урок, посвященный Всемирному дню гражданской обороны Тематические классные часы по профилактике алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения по темам: «Правонарушения и ответственность за них», «Мы за здоровый образ жизни», «Баланс положительных и отрицательных сторон курения», «Правда и ложь об алкоголе», «День против курения»; «Личность и алкоголь»; Урок, посвященный Дню пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ Беседы по ОТ, ТБ, по сохранению здоровья в школе и вне школы (заполнение листов ознакомления, журнала по ОТ) по темам: пожарная безопасность. Правила поведения в школе и т.д. Беседы о профилактике правонарушений и преступлений март В течение года апрель В течение года В течение года Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители 10. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО № 1. 2. Дела, события, мероприятия Проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, акций воспитательной направленности Социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися с организациями-партнёрами Дата проведения Ответственный В течение года классные руководители В течение года классные руководители Отметка о выполнении 11. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ № Дела, события, мероприятия Дата проведения 32 Ответственный Отметка о выполнении 1. 2. 3. 7. 8. Проведение серий классных часов: «Сто дорог – одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым», «К чему люди стремятся в жизни» Организация и проведение встреч с представителями различных профессий Организация встреч с людьми успешной карьеры Профессиональное просвещение учащихся (информация о мире профессий через информационный стенд) Цикл встреч «Профессии наших родителей» В течение года Классные руководители В течение года Классные руководители В течение года В течение года Классные руководители Педагогпсихолог, классные руководители Педагогпсихолог, классные руководители В течение года 33