26.09.2022
Переход ученика из
начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным
периодом в развитии ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения:
классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники
гордятся тем, что быстро повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а
другие переживают изменения в школьной жизни более трудно. В такой период дети
нередко меняются, тревожатся без явных причин, или, наоборот, становятся
развязными, сильно суетятся. Как результат – у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у
детей ухудшается сон и аппетит.
Какие же возрастные и психологические особенности этого возраста?
1.
Новая система представлений о себе, смотрят на себя как бы извне,
сопоставляя себя с другими взрослыми и сверстниками.
2.
Повышенная утомляемость.
3.
Стремление к общению со сверстниками, желание утвердить свою
самостоятельность, независимость.
4.
Ярко выраженная эмоциональность.
Переход в 5-й класс –
важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети
переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает
сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный
статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми
младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового
возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом
основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается
тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов,
родителей и психологов.
Пятиклассник – это
ребенок, находящийся на переходе к подростковому возрасту. В 5-м классе ко всем
проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым
условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле
– приспособление к окружающим условиям.
Изменение условий обучения и изменение
требований.
Учась в начальной школе,
ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать
авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на
что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в
сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете,
с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к
выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А
учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й
класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых,
стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои
требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только
ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему
прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и
не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения.
Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих
"рассогласованностей". Эти "мелочи", которые поначалу так
затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все
требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой
жизни, где "многотребовательность" в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка
строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите
ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из
путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей
выполнения заданий
Будьте
терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу
выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Если
увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину
появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
Помощь
родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних
заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в
преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах
обучения в средней школе.
Помогайте
ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите
вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания,
полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения
наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными
с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их.
Советы родителям в период адаптации:
- первое
условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
-
обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором
учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со
своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- обязательное знакомство
с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
- недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение таких мер
наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента
ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные
дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если
чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
- предоставление ребенку
самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его
учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не
только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля,
самооценки и самодостаточности ребенка.
Напоследок еще одна
простая истина: помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все
кризисы подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не
уйдет из дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите
своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение
стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми. А если у вас появятся
вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С
большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем более что ставка
уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!