05.04.2023
Семья
является важнейшей ценностью человеческой жизни, это первый социальный мир
ребенка, в котором он получает опыт взаимодействия с окружающими людьми, навыки
межличностного общения, в ней зарождаются основы нравственности и морали,
формируются нормы поведения.
Таким образом, именно в семье
происходит первичная социализация ребенка. На сегодняшний день социальное
неблагополучие семей становится печальным и широко распространенным явлением
нашей действительности, это тесно связано с такими проблемами нашего социума,
как: падение жизненного уровня, резкий поворот в ценностных ориентациях
общества и снятие многих моральных запретов и т. д. У понятия «неблагополучная
семья» нет четкого определения в научной литературе. Во многих публикациях
употребляются синонимы данного понятия: семья группы риска, негармоничная
семья, деструктивная семья. Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи,
касаются совершенно разных сторон жизни: материальной и правовой, социальной и
медицинской, педагогической и психологической и т. д. При этом один вид проблем
у семей встречается редко, поскольку все они взаимосвязаны. Например,
социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает
семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять
насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом здоровье детей и
взрослых и т. д.
В Федеральном законе от 24.06.1999 г.
«Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» № 120-ФЗ не дано определение «неблагополучной семьи»,
акцент ставится на «семье, находящийся в социально опасном положении». В данном
нормативном правовом акте в качестве источника социально опасного положения
семьи рассматриваются не только состояние субъектов-родителей, но и состояние
объектов-детей. Таким образом, под неблагополучными семьями понимаются семьи,
имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении, а также семьи, где
родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию,
обучению, и содержанию, а также отрицательно влияют на их поведение, либо
жестко обращаются с ними.
В сегодняшних условиях актуальной
задачей является формирование новой государственной политики профилактики
семейного неблагополучия. Это должно способствовать реализации прав семьи и
детей на защиту и помощь со стороны государства.
Задача же образовательного учреждения —
приложить максимальные усилия, чтобы заметить первые признаки неблагополучия,
однако, стратегия раннего выявления кризисных семей еще недостаточно
разработана. Помощь социального педагога, педагога-психолога, специалистов
социальных центров должна быть ориентирована на то, чтобы ситуация в семье не
ухудшалась и вопрос о лишении родительских прав не смог бы стать актуальным.
Для этого необходимо осуществлять профилактику безнадзорности
несовершеннолетних детей в семье, поддерживать семьи, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, создавать условия для духовного и нравственного развития
семьи. Часто бывает, что ребенок «сопровождается до совершеннолетия», далее
семья снимается с учета. Однако, затем может последовать новый виток: на учет
встает уже молодая семья, созданная таким ребенком, и система продолжает
поддерживать следующее поколение социально неблагополучной семьи, что говорит
нам о проблемах в существующей системе. Часто дети из неблагополучных семей,
даже получая поддержку от государства, образовательного учреждения, не
используют в полной мере все представленные им возможности в силу отсутствия
мотивации, инфантильности в соблюдении обязанностей и защите своих прав,
поэтому наша задача помочь им в этом. Возможно, со временем в таких семьях
установятся гармоничные внутрисемейные отношения, повысится социально-правовая
грамотность и улучшаться условия жизни.
05.04.2023
Ссылки для просмотра видео: https://disk.yandex.ru/i/Ftsm5eUYB-D-xQ
и https://disk.yandex.ru/i/UILGlCHJNkMXcg.