доп-образов (1)

Содержание программы

Стр.

I. Пояснительная записка

3

II. Концептуальная основа дополнительного образования

6

III. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

11

1.Программа по подготовке к школе

13

2.Программа летнего оздоровительного лагеря ( площадки)

16

IV.Учебный план дополнительного образования

18

V. Содержание и организация культурно-досуговой деятельности

18

VI. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования

21

VII. Ожидаемые результаты

22

VIII . Рекомендации по составлению паспорта программы для Навигатора
дополнительного образования Республики Крым
IХ . Заключение

23

Х. Список литературы

25

24

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

1. Актуальность и педагогическая целесообразность.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид
образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко
не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного
дополнительного образования детей (и это существенно отличает его от традиционной
внешкольной работы) составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение
детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило,
самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все его
программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными
склонностями и способностями.
Многие дополнительные образовательные программы являются прямым
продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые
для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал
дополнительного образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе
введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации
внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные
школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных
по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки,
соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать
личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся,
но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями,
способностями.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образованиядать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха.
Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы
приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может
найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот
момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в
себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении
школьных дисциплин.
Структурно дополнительное образование представлено двумя основными
объемными блоками: образовательным (программа подготовки к школе) и культурно3

досуговым, в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов
деятельности.
2. Принципы:
При организации дополнительного образования детей школа опирается
на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное.
Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого
призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, детиинвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода
механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного
образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства
образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все
программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за
ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу
(федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа
не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться
спросом, она просто "уходит со сцены".
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право
ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе
и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности,
конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в
первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его
работы - не подвергать порицаниям.
Тесно
взаимосвязаны
между
собой
принцип
свободного
выбора
и ответственности и принцип развития.
4. Принципсвободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного
маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа
продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития
каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности
творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого
обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов
дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой
статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника.
Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной
ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску,
подталкивает к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы
новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов
образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни
в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения,
присущих российскому и мировому обществу.
8.Принцип ориентации наприоритеты духовности и нравственности
предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие
4

чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и
является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности
воспитанников, педагогов, образовательной среды.
9. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принципозначает
не только формирование условий для развития общей культуры личности,
но и организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических
ценностей поликультурного пространства.
10. Принцип деятельностного подхода.
Через
систему
мероприятий
(дел,
акций)
обучающиеся
включаются
в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого
ребёнка.
11. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования
означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование
социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию
внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации
этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов
образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие
(создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
12. Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация
дополнительного
образования
предполагает
инициирование,
активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
13. Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
культуры и образования г.Евпатории направлена на обеспечение каждому ребёнку
максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического
развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
3. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и
внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать
возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-досуговые
программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие
запросы обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и
подростков.
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную
занятость подростков «группы риска».
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование
инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать
методическую копилку дополнительного образования в школе.

5

С
учётом
возрастных,
психологических
особенностей
обучающихся
на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Ступень (начальная школа).
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня
их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора
дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II. Ступень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Ступень (старшая школа).
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области,
создание
условий
для
самореализации,
самоопределения
личности,
её профориентации.
II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ В МБОУ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11"
Главной специфической чертой развития дополнительного образования
в школе должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция основного
и дополнительного образования может обеспечить:
 целостность
всей
образовательной
системы
школы
со
всем
её многообразием;
 определённую стабильность и постоянное развитие;
 необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их
эмоционально-образной
сферы,
формирование
духовно-нравственных
качеств,
социальной активности;
 сохранение
определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий;
 поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации
жизни ученического и педагогического коллективов;
 сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей,
готовых работать с детьми.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
дополнительного образования в МБОУ «СШ № 11»:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28
"Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

6

6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
7. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
условий
осуществления
образовательной деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным общеобразовательным
программам»;
12.
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации
и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме
реализации образовательных программ».
Методические рекомендации:
1.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный
педагогический
университет»,
ФГАУ
«Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
2. Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства
образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
3. Примерная
программа
воспитания.
Утверждена
на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020
г. (http://form.instrao.ru );
4. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
На уровне учреждения:
- Устав ОУ;
- договоры о сотрудничестве между МБОУ "СШ № 11" и МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2»,
МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1», МБОУ ДОД ДЮСШ по футболу, МБОУ ДОД «Экологобиологический центр», МБОУ ДОД « Евпаторийская детская школа искусств»,МБОУ
ДОД «СЮТ», Теннисной академией «ВИККОРТ-КРЫМ», МБУДОД «Объединение
7

детско-юношеских клубов по месту жительства», Студией танца «INFLAME», МБОУДОД
«ЕДХШ имени Ю.В.Волкова»;
- программа дополнительного образования детей МБОУ "СШ № 11";
- Рабочая программа воспитания и
Эффективность и результативность работы педагогического коллектива в области
дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов
дополнительного образования МБОУ "СШ № 11" являются:
- заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих)
в реализации дополнительного образования в школе;
- творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках
декоративно-прикладного творчества, спортивных соревнованиях, научно-практических
конференциях, интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах) на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- связь с социумом (МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2», МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1», МБОУ
ДОД ДЮСШ по футболу, МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр», МБОУ ДОД
«Евпаторийская детская школа искусств», МБОУ ДОД «СЮТ», Теннисная академия
«ВИККОРТ-КРЫМ», МБУДОД «Объединение детско-юношеских клубов по месту
жительства», Студией танца «INFLAME», МБОУДОД «ЕДХШ имени Ю.В.Волкова»)
Проблемы организации дополнительного образования детей
В ходе анализа организации дополнительного образования можно выявить
следующие проблемы:
- наличие заблуждений, ошибок, стереотипов в отношении дополнительного
образования. Для части учителей школы характерно непонимание самого термина
"дополнительное образование", отождествление его с внеурочной деятельностью
обучающихся;
- выстраивание педагогами занятия в своих объединениях дополнительного
образования по классно-урочному принципу. В результате в школьный блок
дополнительного образования автоматически переносятся средства, методы, подходы из
традиционной школьной педагогики. В итоге вместо творческого занятия по интересам
ребенок оказывается снова на уроке, пусть несколько модифицированном, но по своей
сути представляющем обучение по конкретному предмету;
- недостаточное количество учебных часов для реализации дополнительного
образования;
- в ОУ не хватает узких специалистов по дополнительному образованию:
профессионалы не готовы работать на малом количестве часов (в среднем 1-2 часа в
неделю), соответственно, за небольшую зарплату;
- отсутствие системы интеграции основного и дополнительного школьного
образования, образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов;
- несовершенство нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования
в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положения, инструкции,
договоры, локальные акты и т.д.).
– необходимы новые требования к программам дополнительного образования
в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;
- нехватка методических рекомендаций по оценке результатов деятельности
учреждения в режиме интеграции общего и дополнительного образования
(мониторинговых исследований, критериев и т.п.)
– не в полной мере изучается заказ детей и родителей на дополнительное
образование, не всегда учитываются их пожелания при составлении вариативной части
базисного учебного плана школы;
8

- незаинтересованность обучающихся «группы риска» в получении дополнительного
образования в школе.
– отсутствие единой базы занятости детей в дополнительном образовании,
координации занятости ребенка во внеурочное время;
– реализация дополнительного образования главным образом замыкается
в стенах школы, класса; материально-техническая база ОУ требует развития;
- недостаточное количество существующих мониторинговых исследований, методик
для оценки эффективности процесса интеграции;
- нежелание учителей внедрять в свою деятельность интегрированные уроки,
совместные с обучающимися проекты, отсутствие элективных курсов.
4. Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МБОУ «СШ № 11» являются
следующие направления:
- расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и
дополнительного образования;
– развитие маркетинговой деятельности - изучение и формирование социального
заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности,
разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный
маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
- изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в
вопросах построения образовательного процесса, усиление внимания к технологиям
интеграции.
- улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной
реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности за счёт
добровольных пожертвований, спонсорских средств.
– организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации
дополнительного
образования
в
школе,
интеграции
общего
и дополнительного образования.
5.
Модель
интеграции
общего
и
дополнительного
образования
в МБОУ "Средняя школа № 11" на современном этапе развития
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего,
дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного
(стандарта) и желательного (социального заказа).
В данный момент МБОУ "СШ № 11" реализуется следующая модель интеграции:
«Урок – занятия объединений дополнительного образования детей – воспитательная
деятельность – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего
образования реализуется через осуществление межпредметных связей, включение
в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ
углубленного
изучения
предметов,
реализацию
проектов
по воспитанию и дополнительному образованию.
Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это макросоциум, который
влияет на образование ребёнка – учреждения образования и культуры
г.Евпатории, которые предлагают свои образовательные услуги, тем самым расширяя
спектр дополнительного образования детей и подростков и, конечно же, положительно
влияя на рост личности во всех её проявлениях.

9

Общее
образование
Внеурочная деятельность
в рамках ФГОС
по направленностям:

(общеобразовательные
программы)

- общекультурная;
- общеинтеллектуальная;
- спортивно-оздоровительная;
- социально-педагогическая;
- духовно-нравственная.

Образование

Дополнительное
образование
по направленностям:
- художественноэстетическая;
- физкультурноспортивная;
- социальнопедагогическая;
- туристско-краеведческая;
- научно-техническая;
- естественно-научная.

Воспитательная работа

Макросоциум:
Участие
в конкурсах
и олимпиадах
различного
уровня и
направленности

Воспитательные
мероприятия
различного
уровня
и
направленности.

Профильные
сборы
ДТО
«СПЕКТР»

ДЮСШ № 2, ДЮСШ № 1, ДЮСШ
по футболу, Экологобиологический центр,
«Евпаторийская детская школа
искусств», СЮТ, Теннисная
академия «ВИККОРТ-КРЫМ»,
Объединение детско-юношеских
клубов по месту жительства,
Студия танца «INFLAME», ЕДХШ
имени Ю.В.Волкова

Содержание и организация образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МБОУ «СШ № 11»
Виды детских объединений по интересам.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые
совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года.
Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом
организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в
одной или нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут
 проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся;
 продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
10

 проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного
профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться
в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и
посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для
отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься обучающиеся в возрасте от 6 до
18 лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется Уставом школы
и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года
обучения, специфики деятельности данной группы:
 на первом году обучения – 12- 15 человек;
 на втором году обучения – 10-12 человек;
 на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
обучающиеся,
не
занимающиеся
в
группе
первого
года
обучения,
но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя
из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом
коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьмиинвалидами по месту жительства.
Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования
не должна превышать:
в учебные дни – 1,5 часа;
в выходные и каникулярные дни – 3 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не
менее10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся.
Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на
то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в
выходной):
 для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения
занятий
в
игровой
форме
со
сменой
деятельности
через
каждые
20 минут;
 для младших школьников – от 1часа до 2-х часов;
 для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.
Цели,
задачи
и
содержание
деятельности
групп
определяются
на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством
образования РФ или программи педагогов дополнительного образования, разработанных
ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий,
который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий
уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
11

Работа обучающихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества
и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
ІІІ. Дополнительные образовательные программы.
Общие требования к программам
Педагоги дополнительного образования сегодня живут в режиме поиска, имеют
свободу выбора действий, открыта дорога для их творчества. В отличие
от учителей-предметников, им не предлагаются готовые стандартизированные курсы; они
сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако педагоги имеют право
пользоваться типовыми и авторскими программами дополнительного образования,
отобразив данный факт в пояснительной записке своей программы.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного образования детей необходимо соблюдать общие требования,
которым должны отвечать образовательные программы.
Во-первых,
программы
дополнительного
образования
детей
должны
соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании»и Типовому положению
об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Во-вторых,
программы
дополнительного
образования,
реализуемые
в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение
учебной нагрузки и утомляемости детей за счет
 обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной
и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания
образования, форм деятельности и общения;
 организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
 использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают
в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного
возраста, установленный Базисным учебным планом.
В-третьих, образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного
образования детей, должны обладать рядом качеств; в их числе:
 актуальность(ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
внешкольного образования);
 прогностичность(отражает
требования
не
только
сегодняшнего,
но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям
и требованиям к реализации программы);
 реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся
ресурсы для получения максимально полезного результата);
 чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
 целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для
достижения целей);
 контролируемость(наличие способа проверки реально полученных результатов
на их соответствие промежуточным и конечным целям);
 преемственность и согласованность ее содержания с образовательными
программами общеобразовательной школы;
 практическая значимость, технологичность(доступность для использования в
педагогической практике);
 сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материальнотехническим, научно-методическим).

12

Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающегося
средствами своего учебного курса.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного образования,
педагоги
должны
ориентироваться
на
«Примерные
требования
к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), соблюдать все рекомендации
Результативность реализации дополнительных образовательных
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ,
необходимо различать среди них следующие:
- выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные,
текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и
стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные”
и “нецелесообразные» (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не
соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в
высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться
по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования
детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах;
получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И
это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот
и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую
искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются
его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный,
он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее,
выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте,
необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного
образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным
знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся, то о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
 предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
 личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием
занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому
педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные
мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по
итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка,
олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача
нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.

13

Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям;
отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства
неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь
определенного успеха.
3.1.Программа по подготовке дошкольников
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как
именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего
развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития
функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные
задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания,
умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной
жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть
успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского
сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень
развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления,
установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя
взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья;
интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в
медицинскую карту.
Личностная готовность характеризуется ориентировкой ребёнка в окружающем
мире, запасом его знаний; отношением к школе; самостоятельностью ребёнка; его
активностью и инициативностью; развитием потребности в общении; умением
устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного
развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов,
умственное и речевое развитие.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Необходимость создания программы вызвана социальным запросом родителей и школы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других
программ.
Образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ
тем, что основной задачей ставит формирование потребности ребенка в познании, что
является необходимым условием его полноценного развития и играет неоценимую роль в
формировании детской личности.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в
возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – пять месяцев (период
с января по май включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 30 минут каждое.
Занятия проходят в субботу.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и
психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов
совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых

14

в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной
образовательной программы.
Цель программы - развитие познавательных способностей детей, интеллекта,
творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы
по первому разделу «Развитие речи и обучение грамоте»:
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться
языком в различных ситуациях общения;
• обогащение речи детей за счет расширения и уточнения их представлений об
окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов,
правильно определять и давать характеристику звука);
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и
слогов, читать;
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
по второму разделу «Развитие математических представлений и логики»:
• развитие математических представлений о числах и цифрах;
• знакомство с математическими знаками;
• развитие умения решать и составлять арифметические задачи;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)
Форма занятий - совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети
будут:
владеть понятиями: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
уметь различать звуки речи на слух;
уметь составлять простые предложения;
пересказывать по серии картинок или по наводящим вопросам;
конструировать буквы;
штриховать по образцу.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая
технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
15

Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая
технология и организация работы в парах и малых группах.
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложениявычитания, знаки больше-меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.
Планируемые результаты:
выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным
свойством;
показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного
предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах
элементов поровну;
называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
пересчитывать элементы данного конечного множества;
читать любое число от 1 до 10;
называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с
использованием математического материала «Раз - ступенька, два – ступенька»являются
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться планировать учебную деятельность;
-высказывать свою версию;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на
печатной основе, простейшие приборы и инструменты);
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала, а также технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний;
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания в
тетрадях, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
16

-слушать и понимать речь других;
-вступать в беседу на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Организация учебно-воспитательного процесса:
Основная форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваются
творческие способности личности.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные,
наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и
ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование,
моделирование,
занимательные
упражнения,
графические,
фонематические,
грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный
дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с
цифрами); индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным
изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для
составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв,
цифр).
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания
дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Форма
подведения
итогов
по
реализации
дополнительной
образовательной
программы«Подготовка к школе» – открытое занятие для родителей.
3.2. Программа летнего оздоровительного лагеря ( площадки) «О спорт, ты мир!
Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного
времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку
полноценный, правильно организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы
ребёнок на каникулах был занят какой-либо деятельностью.
Система образования по-прежнему остается главным организатором занятости,
отдыха и оздоровления детей. Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная
защита, но и пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и
интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом
реалий современной жизни. Функционирование летнего оздоровительного лагеря
(площадки) при школе позволяет получить значительный оздоровительный эффект за
счет целесообразного планирования оздоровительных мероприятий, умелой их
организации, грамотного подбора кадров, умеющих обеспечить индивидуальный подход к
детям, позволяет реализовать основные направления деятельности по их оздоровлению.
Основания для организации летнего оздоровительного лагеря (площадки):
1. Летний оздоровительный лагерь (площадка) помогает использовать период летнего
отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических, духовных сил,
обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
2. Активный отдых содействует развитию и сплочению как временного детского
коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и
применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в
последующей учебной деятельности.
3. Организация занятости детей в летний период - это мощной стимул
против
безнадзорности, асоциального поведения детей.
17

Данная
программа
является
тематической,
спортивно-оздоровительной
направленности:оздоровление, гелиотерапия, таласотерапия.
Количество, возраст обучающихся - 80 обучающихся с 7 до 11 лет
Сроки проведения - июнь.
Основной состав оздоровительного лагеря (площадки) – это обучающиеся школы в
возрасте 7–11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из
малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы:
1. Организация в летний период отдыха, занятости, купание в море и оздоровление
обучающихся школы, в том числе детей группы "риска",
обучающихся из
неблагополучных и социально незащищенных семей, опекаемых детей.
2. Формирование у детей ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому
развитию
детей,
ежедневный
приём
солнечных
и
морских
ванн.
3. Организация работы с детьми; профилактика безнадзорности и правонарушений.
4. Приобщение школьников к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в
достижении успеха.
Ожидаемые результаты:
1. Общее оздоровление обучающихся, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и
организаторских качеств, приобретение новых знаний.
3. Снижение правонарушений детей.
ІV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Обучение в системе дополнительного образования осуществляется на праве
свободного выбора обучающимися своей образовательной области. Обучающиеся вправе
посещать несколько кружков, переходить из одного объединения в другое в соответствии
с п.9 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
№
1.
2.
3.
4.

Наименование
кружка
История
философии
Театр и я
Лаборатория
«Импульс»
Волшебные узоры

Руководитель

Кол-во часов

возраст

Низовцев Б.А.

1

10-15 лет

Кулагина М.А.
Минаев К.Д.

2
1

8-9 лет
12-17 лет

Седова Н.В.

2

10-15 лет

V. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности.
18

Организация
культурно-досуговой
деятельности
школьников
–
наряду
с образовательной деятельностью – входит в число важнейших задач современного
дополнительного образования. Сегодня, как никогда, актуальна проблема овладения
детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением
содержательно и интересно проводить свой досуг.
Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение,
общение, саморазвитие.
Между тем, обучающиеся ориентированы преимущественно на развлекательные
способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня
культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом
асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием,
делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не
случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь
возможность что-то делать, чего-то достичь.
Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей социально
значимым
содержанием.
На
это
нацелены
обе
его
составляющие
–
и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность. При этом
образовательная
деятельность
выполняет,
прежде
всего,
познавательную
и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и
коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности
и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают это
различными способами.
В состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только
фестивали, конкурсы, соревнования, тематические дни и недели, вечера, экскурсии и т.п.,
но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга – от совместных с
родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный
туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные
игры и т.п.).
Педагогически правильная организация культурно-досуговой деятельности может
обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации
отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации,
приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих»
результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной
мере эффективной.
Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала
культурно-досуговой
деятельности
предполагает
переход
от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на
основе специальных культурно-досуговых программ.
Отличия
культурно-досуговой
программы
от
дополнительной
образовательной программы состоят в следующем:
a) содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально
организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется
в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);
б) овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит
в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии
со взрослыми и детьми в досуговое время;
в) источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами
досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, их родители (законные
представители);
г) в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр
нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель,
19

соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник
сцены, ведущий, член жюри и др.
Виды культурно-досуговых программ.
В МБОУ «СШ № 11» практикуется организация и проведение следующих видов
культурно-досуговых программ:
 разовая игровая программа (не требует подготовки участников, дети включаются в
игру непосредственно в ходе «действа», при этом предлагаемые детям игры могут быть
самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке,
подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке);
 конкурсно-игровая программа по заданной тематике (это может быть турнир, КВН,
всевозможные
интеллектуальные
игры
и
др.
Образовательный
и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании,
совместном творчестве детей);
 игра-спектакль (необходима группа ведущих игровой программы; сюжет спектакля
строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки
могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит
судьба героев спектакля);
 театрализованная
игра
(требует
погружения
артистов
и
зрителей
в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно
длительный период подготовки);
 зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и
др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей);
 праздник (слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского
творчества, церемонии, гулянья, физкультурные праздники, тематические дни, недели)особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы, он
предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с
активным участием всех детей;
 длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников
(кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в
течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более; наличие развивающей
социальной идеи (сюжета) подразумевает наличие коллективной творческой деятельности
детей (в качестве системообразующего фактора), разнообразие игровых ролей, их
свободный выбор и смена (для самовыражения личности), создание и закрепление в игре
положительных моделей поведения, конструирование защитной игровой среды,
смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
Принципы и методы, лежащие в основе массовых мероприятий с детьми
1. Принцип
информационной
насыщенности
предполагает
наличие
в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических,
краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и
других сведений и фактов. Такая информационная насыщенность предлагаемых детям
видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение
знаний и практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной
культуры.
2. Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех
желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение
единых
тематических
общешкольных
мероприятий,
в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких параллелей;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых
мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до
участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов,
костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
20

3. Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов
и обучающихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Подобное
объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению школьного
сообщества, формированию у обучающихся ответственности, единения, гордости за свою
школу.
Методы осуществления культурно-досуговых программ:
 игровые методы;
 упражнения;
 обсуждения;
 создание, проигрывание и анализ ситуаций;
 творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции,
логику, эрудицию и т.д.);
 театрализации.
Следует понимать, что правильно разработанная и полноценно реализованная
культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры,
развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной
со сверстниками творческой деятельности.
Ожидаемые результаты культурно-досуговых программ:
 осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости
для развития и самореализации личности;
 осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их
реализации в свободное от учебы время;
 изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
 приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения
содержательно и разнообразно проводить свободное время;
 освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
 повышение
культуры
взаимоотношений
детей
и
их
поведения
во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
 изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом
на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
 формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно
осуществлять с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации
происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей
и
родителей;
бесед
с родителями;
организации
самодиагностики
детей
и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих
работ школьников. С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить
изменения культурного уровня участников досуговых программ.
VI.
ПАРТНЁРСТВО
В
РАМКАХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

МБОУ «СШ № 11» является открытой социально-педагогической системой,
способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей
повышения качества дополнительного образования коллектив школы видит в
установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются: МБОУ
ДОД «ДЮСШ № 2», МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1», МБОУ ДОД ДЮСШ по футболу, МБОУ
ДОД «Эколого-биологический центр», МБОУ ДОД «Евпаторийская детская школа
искусств»,МБОУ ДОД «СЮТ», Теннисная академия «ВИККОРТ-КРЫМ», МБУДОД
«Объединение детско-юношеских клубов по месту жительства», Студия танца
21

«INFLAME», МБОУДОД «ЕДХШ имени Ю.В.Волкова»и другие учреждения культуры,
образования и спорта г. Евпатории.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе
с определением конкретных задач по развитию обучающихся и конкретной деятельности.
Развитие социальных связей МБОУ «СШ №11» с культурными и образовательными
учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения
личности ребенка с первого класса, совершенствует конструктивные взаимоотношения с
родителями (законными представителями), строящиеся на идее социального партнерства.
Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту
профессионального мастерства всех специалистов и педагогов детского сада, работающих
с детьми, поднимает статус нашего учреждения.
Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:
· добровольность;
· равноправие сторон;
· уважение интересов друг друга;
· соблюдение законов и иных нормативных актов;
· обязательность исполнения договоренности;
· ответственность за нарушение соглашений.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ «СШ № 11»
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:
 рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
 удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
 удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы
дополнительного образования;
 удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
 положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
 удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития
школьников;

рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
 уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН,
на внутришкольном контроле;
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы
педагогов, классных руководителей, а также консультации психолога для педагогов,
родителей (лиц, их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного
образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.
2. Контроль результативности дополнительного образования в школе,
его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем
проведения
мониторинговых
исследований,
диагностики
обучающихся
и их родителей (лиц, их заменяющих).
3. В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности
процесса интеграции различных видов обучения в ОУ:
1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».

22

3. А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью»,
Е.Н.Степанова
«Изучение
удовлетворенности
педагогов
жизнедеятельностью
в образовательном учреждении»,
4. Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного
учреждения»,
5. Д.В.Григорьева
«Социометрическое
изучение
межличностных
отношений
в детском коллективе».
6. Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику планируется проводить силами психолога, педагогов дополнительного
образования и классных руководителей 1 раз в год.
VIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПАСПОРТА ПРОГРАММЫ ДЛЯ
НАВИГАТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В соответствии с законодательством «Организации, осуществляющие
образовательную
деятельность, обновляют дополнительные общеобразовательные
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам», п.11 Порядка). В связи с этим обновляется и Паспорт программы в
Навигаторе.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЛЯ
НАВИГАТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Полное наименование
Должно быть отражено полное наименование
программы
программы
2. Публичное наименование
должно начинаться со слова «Программа».
программы
В названии программы должны быть
использованы
французские кавычки
(«ёлочки»).
3. Краткое описание программы должно привлекать внимание родителя
своим посылом, содержанием
4. Описание программы
должно содержать минимум 3-6 абзацев
и раскрывать актуальность и новизну
программы, преимущество обучения по ней, её
отличительные особенности от других программ.
В каждом абзаце должно быть 2-3 предложения.
5. Учебный план
должны быть отражены основные разделы
учебной программы по годам (уровням) и
желательно с указанием часов.
6. Цель программы
должны быть указаны цель программы и задачи по
достижению цели. Рекомендуется разделять их на
личностные, метапредметные и предметам.
7. Ожидаемые результаты
Результаты должны соответствовать задачам.
Рекомендуем отражать личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Рекомендуем отражать личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Описание рекомендуется заполнять по аналогии:
"У обучающихся могут быть развиты следующие
личностные качества: …
В результате реализации программы бучающиеся
23

8.

Особые условия

9.

Преподаватели

10.

Материально-техническая
база

11.

Обложка

12.

Галерея

13.

видеоматериал

будут знать: …
В результате реализации программы
обучающиеся будут уметь: …»
должна быть отражена информация об особых
условиях, (ограничение по состоянию здоровья,
программа платная и т.д., и т.п.).
должна быть указана информация
о
каждом педагоге (преподавателе), включающая в
себя:
обязательную
информацию
–ФИО,
квалификация,
сведения о занимаемой
должности, ученой степени и ученом звании.
-дополнительную информацию –краткие сведения
о повышении квалификации (не более, чем
за последних 3 года); перечень наиболее
важных
публикаций,
разработанных
учебных пособий; перечень наиболее значимых
пособий
;
перечень
наиболее
значимых
профессиональных
достижений педагога и
обучающихся ( не более чем за 3 года), др.
заполняется согласно разделам программы:
- Учебное помещение.
- Материально-техническое обеспечение.
- Информационное обеспечение.
должна быть фотография с занятий. Она не должна
содержать текст и не должна быть скачена из
Интернета.
дополнительные фотографии с занятий, которые
придадут программе большую наглядность.
загружается с канала YouTube. Код вставки видео
вставляется в раздел Основное - Код видео под
разделом Описание расписания) уже в
сохраненной программе.

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней
в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его
времени, не заняты уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых
ему
предоставляют
естественное
течение
жизни,
среди
ценностей
и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто
не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить
себя.
Достаточно
предложить
систему
выбора
дела
по душе, выявить предпочтения ребенка - и можно развивать его способности
в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его
родителей
на
поиск
дополнительных
услуг
на
стороне.
При
этом,
в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных
сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое

24

время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его
результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора
преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и
понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс
обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование призвано
обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального,
физического развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей
современного человека.
Х. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного
образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: –
М.: 2002.
3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.
4. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования
детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.:
«Сентябрь», 2005. – 192 с.
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
7. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
8.
Н.А.Салык.
Требования
к
организации
внеурочной
деятельности.
http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
9.С.А. Федорова Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности. Управление
начальной школой , №12 , 2012 г.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».