РП учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация Республика Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича
Рыжова
города Евпатории Республики Крым» (МБОУ СШ № 11 им.Евграфа Рыжова)
297407, Республика Крым, город Евпатория, пр. Победы, дом 21
Тел., факс (36569) 3-63-20. E-mail school_Evp11@crimeaedu.ru
ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 553959)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6-9 классов

г.Евпатория
2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество:
учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового
возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в
современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства
и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного
строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует
воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству, приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении
обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных
умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и
применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового ­самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской
Федерации;

 развитие

личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом
возрасте,
становление
её
духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных
и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства);
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС


















Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике,
видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной
политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных
механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики
по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости
правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой
на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к
предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением
экономических действий, на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения
эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные
взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и
экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безрабо­тицы;
















извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их
экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и
защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни
общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о
религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном
ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества,
искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;





















приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и
образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой
на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к
информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия
духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной
культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о
религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни
человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни
общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями
аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении

осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия
граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;

характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на
основе его функций; правовое государство;

приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации
функций государства на примере внутренней и внешней политики России;
политических партий и иных общественных объединений граждан; законного
участия граждан в политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;

классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические
политические
режимы,
унитарное
и
федеративное
территориально-государственное
устройство,
монархию
и
республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и
референдум;

устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями
граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;

использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;

определять
и
аргументировать
неприемлемость
всех
форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и
правовых норм;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики;
выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника
общественно-политического движения;

овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,


преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;

искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его
роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах
участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;

оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с
точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения,
отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни
для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном
представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство

осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов
власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации;

характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как
светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации,
особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации;

приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни
общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии

коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;

классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный
признак
классификации)
полномочия
высших
органов
государственной власти Российской Федерации;

сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;

устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики
в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации,
между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;

использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении
нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения
необходимости противодействия коррупции;

с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней
политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране
политике «сдерживания»;

решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных
отношениях;

систематизировать и конкретизировать информацию о политической
жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших
органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней
политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международным терроризмом;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации,
гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и
гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и
внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:

выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых
решениях высших органов государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными
знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданскоправовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения
норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической
учебной
деятельности
(выполнять
проблемные
задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений

осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных стату­сах, ролях, социализации
личности; важности семьи как ба­зового социального института; об этносе и нациях,
этническом многообразии современного человечества, диалоге куль­тур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;

характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики
Российского государства;

приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,
социальной политики Российского государства;

классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать виды социальной мобильности;

устанавливать и объяснять причины существования разных социальных
групп; социальных различий и конфликтов;

использовать полученные знания для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным
этносам;

решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося
поведения и его видов;

осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных
текстов план (в том числе отражающий изу­ченный материал о социализации
личности);

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов
России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и из предложенных моделей в текст;

анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую
социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и
публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных
конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;

оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение
к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного
поведения;

использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;

осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и
религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между
людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире

осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации,
глобальных проблемах;

характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ
жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;

приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;
участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста;

сравнивать требования к современным профессиям;


устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;

использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности
коммуникации в виртуальном пространстве;

осуществлять
смысловое
чтение
текстов
(научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;

осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её
последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы
воспитания.
Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Целевые ориентиры результатов воспитания
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
 знающий и любящий свою малую родину,

свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины – России, Российского государства;
 понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
 имеющий первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные
ценности
с
учетом
национальной,
религиозной
принадлежности;
 сознающий
ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
 доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям, уважающий старших;
 умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
 владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с
людьми разных народов, вероисповеданий;
 сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей
образа жизни, в том числе в информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
 сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
 сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
 проявляющий интерес к разным профессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6. Экологическое воспитание:
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться


экологических норм.
7. Ценность научного познания:
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным
знаниям, науке;
 обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно- научной и гуманитарной областях
знания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количе
ство
оценоч
н ых
процеду
р
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
№
п/
п

Раздел/тема

1.1

Экономика —
основа
жизнедеятельност
и человека

1.2

Рыночные
отношения в
экономике

1.3

Финансовые
отношения в
экономике

1.4

Домашнее
хозяйство

1.5

Экономические
цели и функции
государства

Итого по разделу

Коли
честв
о
часо
в

Информация
об электронных
учебнометодических
материалах (ЭОР
и ЦОР)

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания

Библиотека ЦОК
5

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК
5

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК
5

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК
4

1,2,7

1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её
многообразие и
формы

2.2

Наука и
образование в
Российской
Федерации

2.3

Роль религии в
жизни общества

2.4

Роль искусства в
жизни человека

2

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

2.5

Роль информации

2

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК
4

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК
2

1,2,7

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

Библиотека ЦОК

1,2,7

1,2,7

в современном
мире
Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

11
Библиотека ЦОК

Защита проектов,
итоговое повторение

3

1

https://m.edsoo.ru/7f41919
6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

0

9 КЛАСС
Количе
ство
№
оценочн
п/п
ых
процеду
р
Раздел 1. Человек в политическом измерении
Раздел/тема

Коли
честв
о
часов

1.1

Политика и
политическая
власть

3

1.2

Участие граждан в
политике

3

Итого по разделу

Информация
об электронных
учебнометодических
материалах (ЭОР
и ЦОР)
Библиотека ЦОК

Деятельность
учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство

2.1

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

2.2

Высшие органы
публичной власти
в Российской
Федерации

2.3

Государственнотерриториальное
устройство
Российской
Федерации

2.4

Конституция
Российской
Федерации о
правовом статусе
человека и
гражданина

Итого по разделу

1,2,7

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414
1,2,7

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414
1,2,7

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

1,2,7

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
1,2,7
Социальные
Библиотека ЦОК
3.1
общности и
2
https://m.edsoo.ru/7f41b414
группы
3.2

Статусы и роли.

4

Библиотека ЦОК

1,2,7

Социализация
личности. Семья и
её функции

3.3

Этносы и нации в
современном
обществе.
Социальная
политика
Российского
государства

3.4

Отклоняющееся
поведение и
здоровый образ
жизни

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f41b414

1,2,7

Библиотека ЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f41b414

1,2,7

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

11

Раздел 4. Человек в
современном
изменяющемся мире

5

Защита проектов,
итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

1,2,7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
п

Раздел/тема

Коли
чест
во
часо
в

Коли
ч
ество
оцено
ч ных
проце
д ур

Информация
об электронных
учебнометодических
материалах (ЭОР и
ЦОР)

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания

Библиотека ЦОК

1

Экономическая
жизнь общества

2

Экономическая
система и её
функции.
Собственность

3

Производство —
источник
экономических благ

4

Предпринимательств
о.
Производительность
труда. Разделение
труда

5

Деньги, обмен,
торговля

6

Рыночная экономика.
Конкуренция.
Многообразие
рынков

7

Спрос и
предложение.
Рыночное равновесие

1

8

Предприятие в
экономике

1

9

Заработная плата и
стимулирование
труда. Занятость и
безработица

1

10

Финансовый рынок и

1

1

https://m.edsoo.ru/f5ebfda
0

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ebff6
c

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec012
4
1,2,7

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec06f
6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec091
c

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec0ae
8

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec0cb
4

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec0e6
2

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec113
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12e

1,2,7

финансовые
посредники

a

Библиотека ЦОК
11

Банковские услуги

1

https://m.edsoo.ru/f5ec14b
6

Библиотека ЦОК
12

Страховые услуги

13

Защита прав
потребителя
финансовых услуг

14

Экономические
функции
домохозяйств

15

Потребление
домашних хозяйств.
Потребительские
товары и товары
длительного
пользования

16

Источники доходов и
расходов семьи

17

Экономические цели
и функции
государства

18

Налоги.
Государственный
бюджет.
Государственная
политика по
развитию
конкуренции

19

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"

20

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических

1,2,7

1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec175
e

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec192
0

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec1ae
2
1,2,7

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1e7
0

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec204
6

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec21e
a
1,2,7

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec23a
2

1,2,7

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec255
a

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/f5ec27f
8

1,2,7

отношениях"
21

Культура, её
многообразие и
формы.

22

Наука. Роль науки в
развитии общества

23

Образование в
современном
обществе

24

Образование в
Российской
Федерации.
Самообразование

25

Политика в сфере
культуры и
образования в
Российской
Федерации

26

Роль религии в жизни
человека и общества

27

Национальные и
мировые религии.
Религии и
религиозные
объединения в
Российской
Федерации

28

Что такое искусство.
Виды искусств

29

Роль искусства в
жизни человека и
общества

30

Роль информации и
информационных
технологий в
современном мире

31

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в мире

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec29c
e

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec2b8
6

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec2d2
a

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec305
e
1,2,7

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec31d
a

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec335
6
1,2,7

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec34c
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec363
a

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec38c
4

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec3a5
e

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

1

https://m.edsoo.ru/f5ec3bd
0

1,2,7

культуры"

32

Защита проектов по
теме по теме
"Финансовая
грамотность"

33

Защита проектов по
теме "Человек в
экономике"

34

Итоговое повторение
по темам "Человек в
экономике", "Человек
в мире культуры"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec3d6
0

Библиотека ЦОК
1

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec3f7
2

Библиотека ЦОК
1

34

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec40e
4

2

0

1,2,7

9 КЛАСС
№
п/п

Раздел/тема

Коли
честв
о
часов

1

Политика и
политическая
власть

2

Государство —
политическая
организация
общества

1

3

Политические
режимы

1

4

Формы
политического
участия. Выборы,
референдум

5

Политические
партии, их роль в
демократическом
обществе.
Общественнополитические
организации

6

Повторительнообобщающий урок
по теме "Человек в
политическом
измерении"

7

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

8

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

1

9

Высшие органы
публичной власти в

1

1

Колич
ество
оценоч
ных
процед
ур

Информация
об электронных
учебнометодических
материалах (ЭОР и
ЦОР)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Деятельность
учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
1,2,7
1,2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec4aee
1,2,7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c
1,2,7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

1,2,7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

1,2,7

1

1,2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec575a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec591c

1,2,7

Российской
Федерации

10

Высшие органы
публичной власти в
Российской
Федерации

11

Государственнотерриториальное
устройство
Российской
Федерации

1

12

Местное
самоуправление

1

13

Конституционный
статус гражданина
Российской
Федерации.
Гражданство
Российской
Федерации

14

Повторительнообощающий урок
по теме
«Гражданин и
государство»

1

15

Социальная
структура общества

1

16

Социальная
мобильность

1

17

Социальный статус
человека в
обществе

18

Социальные роли.
Ролевой набор
подростка

1

19

Социализация
личности

1

20

Семья и ее
функции

1

21

Этнос и нация.
Россия-

1

1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8
1,2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a
1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec6150

1,2,7

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec746a

1,2,7

многонациональное
государство

22

Этнос и нация.
Россиямногонациональное
государство

23

Социальная
политика
Российского
государства

1

24

Отклоняющееся
поведение

1

25

Повторительнообобщающий урок
по теме "Человек в
системе
социальных
отношений"

26

Информационное
общество.
Сущность
глобализации

1

27

Сущность
глобализации

1

28

Молодёжь —
активный участник
общественной
жизни

29

Профессиии
настоящего и
будущего.
Здоровый образ
жизни. Мода и
спорт

30

Современные
формы связи и
коммуникации: как
они изменили мир

31

Защита проектов,
итоговое
повторение по теме

1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec55a2
1,2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a
1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec96de

1,2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК

1,2,7

https://m.edsoo.ru/f5ec9a58
1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec9be8
1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

1,2,7

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

1,2,7

"Человек в
политическом
измерении"

32

Защита проектов,
итоговое
повторение по теме
"Гражданин и
государство"

33

Защита проектов,
итоговое
повторение по теме
"Человек в системе
социальных
отношений"

34

Защита проектов,
итоговое
повторение по теме
"Человек в
современном
изменющемся
мире"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

1,2,7

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5eca552

1,2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».