РП учебного курса «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 7 классов

Приложение 1
Приложение к ООО
Российская Федерация Республика Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова
города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова»)
297407, Республика Крым, город Евпатория, проспект Победы, дом 21.
Тел., факс (36569) 3-63-20. E- mail: school_Evp11@crimeaedu.ru
ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001

Рабочая программа
учебного курса «Химия. Базовый уровень»
для обучающихся 7 классов

Евпатория
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
составлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; в
соответствии с Примерной основной образовательной программой основного
общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального
учебно-методического объединения по общему образованию.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Химия. 7 класс: учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А.
Сладков. — Москва : Просвещение, 2022. — 143 с.: ил.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Раздел I. Предмет химии и методы её изучения.
Предмет химии. Значение химии в жизни современного человека. Тела
и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Явления, происходящие с веществами. Физические явления и
химические реакции. Вещества, участвующие в реакции: исходные
вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение
цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение или
поглощение теплоты и света, появление запаха.
Наблюдение и эксперимент в химии. Изучение пламени свечи и
спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента.
Практическая работа№1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила техники безопасности при работе в кабинете (лаборатории)
химии.
Демонстрации.
●
●
●
●

Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии».
Коллекция стеклянной химической посуды.
Коллекция изделий из алюминия и его сплавов.
Получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой
водой.
● Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой.
● Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта.
● Поджигание шерстяной нити.
Лабораторные опыты.
№1. Изучение строения пламени свечи и спиртовки.
Раздел II. Строение веществ

и

их

агрегатные состояния.

Строение веществ. Броуновское движение. Диффузия. Атомы.
Молекулы. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы. Жидкости. Твёрдые вещества.
Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка
(сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация
и плавление.
Демонстрации.
● Диффузия перманганата калия в воде.
● Собирание прибора для получения газа и проверка его на
герметичность.
● Возгонка сухого льда, йода или нафталина.
Лабораторные опыты.
№2. Наблюдение за броуновским движением (движение частиц туши в
воде).
№3. Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе.
№4. Диффузия сахара в воде.
№5. Агрегатные состояния воды.
Раздел III. Смеси веществ, их состав.
Чистые вещества и смеси. Чистые вещества и смеси.
Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Газовые смеси. Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха.
Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного
газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная
доля компонента смеси».
Массовая доля растворённого вещества. Понятие о концентрации
раствора. Массовая доля растворённого вещества как отношение массы
растворённого вещества к массе раствора. Расчёты с использованием понятия
«массовая доля растворённого вещества».
Массовая доля примеси. Понятие о техническом образце, об основном
компоненте и о примеси. Массовая доля примеси. Расчёты с использованием
понятия «массовая доля примеси».
Практическая работа №2. Приготовление раствора с определённой
массовой долей растворённого вещества.
Демонстрации.
● Различные образцы мрамора.
● Коллекция минералов и горных пород.
● Видеофрагмент по обнаружению объёмной доли кислорода в воздухе.

● Видеофрагменты и слайды мраморных артефактов.
● Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей.
● Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием массовой
доли компонента.
● Видеофрагменты и слайды изделий из веществ особой чистоты.
Раздел IV. Физические явления в химии.
Некоторые способы разделения смесей. Разделение смесей на основе
различий в физических свойствах их компонентов. Отстаивание и
декантация. Центрифугирование.
Фильтрование в лаборатории, в быту и на производстве.
Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с
ней. Бытовые фильтры для воды. Адсорбция. Устройство противогаза.
Дистилляция, или перегонка. Дистиллированная вода и её получение.
Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Практическая работа №3. Выращивание кристаллов соли (домашний
эксперимент).
Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.
Демонстрации.
● Разделение смеси порошков железа и серы.
● Отстаивание и декантация известкового молока, или взвеси мела в
воде.
● Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной
воронки.
● Центрифугирование (на центрифуге или с помощью видеофрагмента).
● Коллекция слайдов бытовых и промышленных приборов, в которых
применяется центрифугирование.
● Установка для фильтрования и её работа.
● Коллекция бытовых фильтров.
● Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
● Коллекция повязок и респираторов.
● Установка для перегонки жидкостей и её работа (получение
дистиллированной воды).
● Видеофрагмент «Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего
завода и схема её устройства».
● Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Лабораторные опыты.
№6. Флотация серы из смеси с речным песком.
Раздел V. Состав веществ. Химические знаки и формулы.
Химические элементы. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Химический элемент как определённый вид атомов. Химические

элементы в природе. Элементный состав планеты Земля и её геологических
оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные
модификации.
Химические знаки и химические формулы. Химические символы, их
произношение и названия. Этимологические начала названий химических
элементов. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева и её структура:
периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные подгруппы).
Отдельные группы химических элементов: щелочные металлы, галогены,
благородные газы. Химические формулы и формульные единицы.
Коэффициенты и индексы. Информация, которую несут химические символы
и формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная
атомная масса как величина, показывающая, во сколько раз масса атома
данного элемента больше массы атома водорода. Относительная
молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном
веществе. Дополнительная информация, которую несут химические
формулы.
Демонстрации.
●
Видеофрагменты и слайды «Элементный состав геологических
оболочек Земли». Аллотропия кислорода.
●
Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул
различных простых и сложных веществ.
●
Таблица химических элементов Д.
И.
Менделеева
(короткопериодный
вариант).
Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И.
Менделеева.
Раздел VI. Простые вещества.
Металлы. Металлы: химические элементы и простые вещества. Металлы
и сплавы в истории человечества: медный, бронзовый и железный века.
Значение металлов и сплавов. Общие физические свойства металлов.
Представители металлов. Железо. Технически чистое и химически чистое
железо. Железо — основа современной промышленности и сельского
хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Передельный и литейный
чугуны, их значение. Углеродистая и легированная стали, их значение.
Понятие о чёрной и цветной металлургии. Алюминий. История
промышленного производства алюминия. Применение алюминия на основе
свойств.
Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл ювелиров и
эталон мировых денег. Применение золота на основе свойств.
Олово, его свойства и применение. Аллотропия олова: серое и белое
олово. «Оловянная чума».

Неметаллы.
Положение элементов-неметаллов в таблице Д. И.
Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств
простых веществ металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор и его аллотропные модификации.
Сравнение свойств белого и красного фосфоров. Области их применения.
Сера и области её применения. Углерод, его аллотропные модификации
(алмаз и графит), их свойства и применение. Азот, его свойства и
применение.
Демонстрации.
● Коллекция металлов и сплавов.
● Видеофрагменты и слайды «Металлы и сплавы в истории
человечества».
● Коллекция «Чугуны и стали».
● Видеофрагменты и слайды «Художественные изделия из чугуна и
стали».
● Коллекция изделий из алюминия и его сплавов.
● Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров и мировые
деньги».
● Коллекция изделий из олова.
● Видеофрагмент «Паяние».
● Коллекция неметаллов — простых веществ.
● Видеофрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания».
● Получение белого фосфора и изучение его свойств.
● Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода».
● Модели кристаллических решёток алмаза и графита.
● Коллекция «Активированный уголь и области его применения».
● Горение серы и фосфора.
Лабораторные опыты.
№7. Ознакомление с коллекцией металлов и сплавов.
№8. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Раздел VII. Сложные вещества
Валентность. Валентность как свойство атомов одного химического
элемента соединяться со строго определённым числом атомов другого
химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Вывод формулы соединения по валентности. Название соединения по
валентности.
Оксиды. Оксиды и способ образования их названий. Оксиды
молекулярного и немолекулярного строения. Роль оксидов в природе.
Парниковый эффект.
Представители оксидов. Вода, углекислый газ, оксид кремния(IV), их
свойства и применение.

Кислоты. Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и
неорганические. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная
кислоты, их свойства и применение.
Основания. Основания, их состав и названия.
Гидроксогруппа.
Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски
индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды натрия, калия и кальция, их
свойства и применение.
Соли. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Хлорид
натрия и карбонат кальция, их свойства и применение.
Классификация
неорганических
веществ.
Вещества,
их
классификация и многообразие. Простые вещества: металлы и неметаллы.
Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли.
Демонстрации.
● Коллекция оксидов.
● Гашение извести.
● Возгонка «сухого льда».
● Коллекция оснований.
● Коллекция кислот.
● Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислотной средах.
● Правило разбавления серной кислоты.
● Обугливание органических веществ и материалов серной кислотой.
● Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.
● Коллекция солей.
Лабораторные опыты.
№9. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
№10. Исследование растворов кислот индикаторами.
№11. Исследование растворов щелочей индикаторами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
⮚
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за
российскую химическую науку;
⮚
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, а также

⮚

⮚

⮚

⮚

⮚

⮚

социальному, культурному, языковому и духовному многообразию
современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на основе
информации о существующих профессиях и личных профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных
интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами
информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время
учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные
ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных
продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская,
клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные)
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности.

При изучении химии, обучающиеся усовершенствуют приобретенные
на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они
смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения химии, обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
●
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
●
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
●
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
●
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
●
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
●
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
●
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
●
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
●
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся сможет:
● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
● находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;

● устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность
собственные возможности ее решения.

выполнения

учебной

задачи,

Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
● принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
● демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления

проявлений
утомления),
эффекта
психофизиологической реактивности).

активизации

(повышения

Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или
явлений и объяснять их сходство;
● объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● выделять явление из общего ряда других явлений;
● определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
● вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
● выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.

2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
● преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
3.

Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
● критически оценивать содержание и форму текста.
4.

Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к природной среде;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
● распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
● выражать свое отношение к природе через модели, проектные
работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
● формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:
●
определять возможные роли в совместной деятельности;
●
играть определенную роль в совместной деятельности;
●
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●
определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
●
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
●
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
●
критически относиться к собственному мнению, с достоинством

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
●
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
●
выделять общую точку зрения в дискуссии;
●
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
●
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
●
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
● представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
● создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
● использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3.

Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

ИКТ;
● выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
● выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
● использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты:
В результате изучения химии обучающийся научится:
● характеризовать основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент;
● описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ,
выделяя их существенные признаки;
● раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«молекула», «ион», «химический элемент», «простое вещество»,
«сложное вещество», «валентность» используя знаковую систему
химии;
● различать химические и физические явления;
● выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции при выполнении химического опыта;
● называть химические элементы;
● определять состав веществ по их формулам;
● определять валентность атома элемента в соединениях;
● составлять формулы бинарных соединений;
● называть признаки и условия протекания химических реакций;
● классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы)
и сложные (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также
гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды — и
соли) вещества;
● вычислять относительную молекулярную массу веществ;
● вычислять массовую долю химического элемента по формуле
соединения;
● вычислять объёмную долю компонента в газовой смеси;
● раскрывать смысл понятия «раствор»;
● вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
● приготовлять растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества;

● называть соединения изученных классов неорганических веществ;
● определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений;
● составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
● распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по
изменению окраски индикатора;
● оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
● пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
● выполнять обозначенные в программе эксперименты, проводить
наблюдение за ходом эксперимента, формулировать выводы и
оформлять отчёт;
● соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете
(лаборатории).
● грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся
планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих
понимание опорного учебного материала или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень
достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут
продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
В повседневной практике преподавания цели данного блока не
отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу
повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной
сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на
данном уровне обучения. Соответствующая группа результатов и
элементы содержания программы, относящиеся к результатам,
которым учащиеся «получат возможность научиться» в тексте выделены
курсивом.
Выпускник получит возможность научиться:
● использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
● использовать приобретенные ключевые
компетенции
при
выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
● объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах;
● критически
относиться
к
псевдонаучной
информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

● осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
● создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу химии 7-го класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы. Воспитательный потенциал данного
учебного занятия обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся СОО:
•
использование в воспитании детей возможности школьного занятия,
интерактивных форм работы с учащимися;
•
установление доверительных отношений между учителем и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
курса через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих задач для решения;
•
включение в занятие игровых процедур, которые помогают
поддерживать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
•
побуждение школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками,
принципы дисциплины и самоорганизации

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Электронные
Всего Контрольн Практич (цифровые)
ые работы еские образовательны
е ресурсы
работы
Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1.1 Предмет химии и методы её
4
1
Библиотека
изучения.
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f41837c
1.2 Строение веществ и их
2
Библиотека
агрегатные состояния.
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f41837c
1.3. Смеси веществ, их состав.
5
1
https://lesson.aca
demycontent.myschoo
l.edu.ru/lesson/2
4899d03-b53743db-bef15de8204cefd5?b
ackUrl=%2F04
%2F08
1.4. Физические явления в химии.
3
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f41837c
1.5. Состав веществ. Химические
5
1
Библиотека
знаки и формулы.
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f41837c
1.6. Простые вещества.
4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f41837c
1.7. Сложные вещества.
11
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f41837c
Итого
34
2
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».