Положение об элективных курсах

1. Общие положения
1.1.
Настоящее положение разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Письма Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в
системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Концепцией профильного обучения, утвержденной Приказом Министерства образования
и науки РФ от 18.07.2002 г. № 2783;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- информационным письмом Министерства образования и науки РФ «О методических
рекомендациях по реализации элективных курсов» от 04.03.2010 № 03-413;
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования);
-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 N28 ( с дополнениями);
- Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
школа № 11 города Евпатории Республики Крым».
1.2. Элективные курсы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на
уровне среднего общего образования, входящие в часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений (при реализации образовательной программы
ФГОС СОО).
1.3. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах
общеобразовательной программы, так и вне ее. Элективные курсы нацелены на
удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого обучающегося.
1.4. Набор элективных курсов, а также количество изучаемых элективных курсов
определяется ОУ.
1.5. Единый государственный экзамен по элективным курсам не проводится.
1.6. При формировании учебного плана ОУ выбирает элективные курсы, которые имеют
программу и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями из числа входящих в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 № 253), а также учебные пособия, выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
1.7. ОУ принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение
элективных курсов.
2 Цели и задачи введения элективных курсов

2.1. Изучение элективных курсов направлено на достижение следующих целей:
- создать условия для самоопределения каждого обучающегося относительно профиля
обучения и будущего направления деятельности, для индивидуализации и
дифференциации обучения, выбора обучающимися разных категорий в соответствии
с их способностями, склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации обучающихся, более эффективно готовить
выпускников к профессиональному и жизненному самоопределению;
- обеспечить преемственность общего и профессионального образования.
2.2. Задачи, решаемые при введении элективных курсов:
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;
-ориентация на индивидуализацию обучения, на подготовку к осознанному и
ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов
получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных
профессиональных образовательных программ;
- дифференциация содержания обучения в соответствии с интересами и возможностями
обучающихся;
- овладение содержанием предмета на повышенном уровне сложности, развитие высокого
уровня мыслительных процессов у обучающихся;
- повышение адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни;
- развитие содержания одного или нескольких учебных предметов;
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;
- создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации.
Основной задачей организации профильных элективных курсов (10-11 классы) является
профессиональное самоопределение и подготовка к поступлению в вузы и формирование
стремления и способности к обучению в течение всей жизни.
3 Функции элективных курсов
Элективные курсы выполняют три основных функции:
- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать
изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или
получать подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
- «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный
учебный предмет становится в полной мере углубленным;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах
человеческой деятельности.
4 Профильные элективные курсы
4.1. На уровне среднего общего образования в ОУ реализуются предметные элективные
курсы.
4.1.1. Элективные курсы решают задачу углубления и расширения знаний по предметам,
входящим в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений при реализации образовательной программы ФГОС СОО
Предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп:
- элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного
учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим
учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный
предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса
углубляются более или менее равномерно; элективные курсы, в которых углубленно
изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу
данного предмета;
- элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса,
не входящие в обязательную программу данного предмета.
4.2. Тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:
- иметь социальную и личностную значимость, актуальность для подготовки

квалифицированных кадров и для личного развития обучающихся;
- способствовать социализации и адаптации обучающихся, предоставлять возможность
выбора для индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального
самоопределения;
-обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать развитию
общеучебных, интеллектуальных, профессиональных навыков, ключевых компетенций.
5 Методы и формы обучения на элективных курсах
5.1. Методы и формы обучения на элективных курсах выбираются ОУ самостоятельно и
должны определяться требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и
возрастных особенностей обучающихся, задачами развития и социализации личности.
5.2. Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и
исследовательского
характера,
стимулирующим
познавательную
активность
обучающихся.
5.3. Приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:
- междисциплинарная интеграция;
- обучение на основе опыта и сотрудничества;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, различий в стилях
познания - индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование,
тренинги, метод проектов);
- личностно-деятельностный и субъектный подход (большее внимание к личности
обучающегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);
- моделирование элементов профессиональной деятельности.
6.Учебное и программно-методическое обеспечение преподавания элективных курсов
6.1. В процессе преподавания элективных курсов используются
- учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;
- научно-популярная литература, справочные издания;
-учебно-методический комплекс по данному курсу (программа курса, методические
материалы для учителя, дидактические, раздаточные и иллюстративные материалы);
- авторские программы курсов, прошедшие внешнюю экспертизу.
6.2. Программно-методическое обеспечение элективных курсов включает в себя:
- программу курса;
- календарно-тематическое планирование;
- учебную литературу для обучающихся;
- справочную, научно-познавательную литературу и др.;
- оборудование для проведения эксперимента, лабораторных работ, проектной и
исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса.
6.3. Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим требованиям:
- учитывать особенности обучающихся, интересующихся отдельными предметами;
- знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые
интересуют обучающихся;
- опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать
формированию исследовательских умений;
- нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного
материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация. Программы и
учебные материалы элективных курсов и учебных материалов для профильного обучения
на уровне среднего общего образования должны быть оформлены в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ и материалов к
ним.
7 Организация преподавания элективных курсов
7.1. Педагоги разрабатывают программно-методическое обеспечение элективных курсов,

которые могут быть рассчитаны на 1 или 2 года обучения. Продолжительность элективных
курсов составляет 34 и 68 учебных часов.
7.2. Рабочие программы элективных курсов рассматриваются на заседаниях методических
объединений, принимаются методическим советом ОУ, утверждаются приказом
директора не позднее 1 сентября.
Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективного курса:
реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы, а
также за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по элективному
курсу.
7.3. Ежегодный набор элективных курсов зависит от:
- образовательных запросов старшеклассников;
- профилей обучения в 10-11-х классах;
- материальных, финансовых и кадровых возможностей ОУ.
7.4. Группы для занятий на элективных курсах формируются из обучающихся одного
класса.
7.7. По элективным курсам записи и оценивание результатов по полугодиям, за год
(зачет/незачет/отметка) вносятся в электронный журнал.
7.8. Все элективные курсы вносятся в расписание уроков.
8 Оценка результатов изучения элективных курсов
8.1. Критерии оценивания устанавливаются в соответствии с государственными номами
оценивания и доводятся до сведения учеников на первом занятии.
8.2. Итоги работы элективных курсов (10-11 классы) подводятся по результатам учебной
деятельности в полугодии и после окончания курса с выставлением (зачет/незачет) в
электронном журнале.
8.3. Курс может считаться зачтенным, если:
- обучающийся посетил не менее 70% занятий по этому курсу;
-выполнил какую-либо зачетную работу: тест ,проект и т.д.
8.4.Методы контроля текущей успеваемости обучающихся.
С целью организации текущего контроля за успеваемостью используются:
- учёт активности обучающихся на занятиях;
- анализ творческих, исследовательских работ;
- тестирование;
- результат участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
8.5. Для курсов, рассчитанных на 2 года изучения (68 часов),
используется
четырёхбалльная шкала оценивания.
8.6. Методы итогового контроля.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере
завершения его изучения в рамках итоговой аттестации за курс средней школы в форме
зачетной работы (контрольная работа, тест), защиты проекта или реферата.
8.7. По окончании изучения элективного курса обучающиеся должны приобрести знания,
умения, опыт, необходимые для будущей деятельности, освоить такие навыки как:
- работа в творческой группе;
- работа с информацией;
- решение поставленной проблемы;
- выбор индивидуального направления деятельности и др.
8.9.В аттестате о среднем общем образовании делается запись о пройденных курсах
(полное название в соответствии с учебным планом Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 11 города Евпатории Республики
Крым») в соответствующей строке.
9. Контроль за проведением элективных курсов
Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора по
учебной работе, курирующий данное направление.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение об элективных курсах является локальным нормативным
актом, рассматривается методическим советом, утверждается приказом директора ОУ,
осуществляющей образовательную деятельность.
10.2. Положение об элективных курсах принимается на неопределенный срок. В настоящее
Положение педагогическим советом Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым» могут вноситься
изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и появлением новых
нормативно-правовых документов. Изменения
и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 10.1.настоящего
Положения.
10.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».