РП курса «Культура речи» 10-11 классы

Рабочая программа
курса по выбору
«Культура речи»
для учащихся 10-11 классов

Составлена Сиренко Л.А.,
учителем русского языка и литературы

Пояснительная записка
Курс по выбору «Культура речи» предназначен для учащихся 10-11 классов. Выбор
курса достаточно актуален по причине снижения уровня речевой культуры в обществе.
Вопросы культуры речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у обучающихся
при сдаче ЕГЭ по русскому языку не только в части тестирования, но и при построении
самостоятельного высказывания по предложенному тексту.
Цели курса:
 расширение и углубление знаний обучающихся о нормах языка как основе
речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами
речевого поведения;
 повышение общего уровня речевой культуры обучающихся;
 подготовка к ЕГЭ.
Задачи курса:
 приобщить учащихся к речевой культуре;
 углубить теоретические знания учащихся о нормах русского языка, о
языковых средствах;
 отработать речевые умения и навыки: умение замечать в собственной
и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в
устной и письменной речи, исправлять их, редактировать текст;
 развить навыки пользования словарями и справочниками;
 помочь обучающимся подготовиться к ЕГЭ.
Программа занятий рассчитана на 2 года: часть 1 – «Правильная речь», часть 2 –
«Хорошая речь». Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются
все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические,
морфологические, синтаксические.
Хорошую (образцовую) речь характеризуют
логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность, соблюдение норм
речевого этикета. Таким образом, Программа учитывает многоаспектность понятия
«культура речи».
При составлении Программы элективного курса использованы материалы пособия Л.С.
Пастуховой «Основы речевой культуры и стилистики» (Симферополь, «Таврия», 1993 г.).
Содержание и основные понятия курса
Часть 1: «Правильная речь»(35 часов)
Введение (1 час).
Понятие о культуре речи. Предмет и задачи курса.
Особенности литературного языка(3 часа).
Литературный и общенародный язык.
Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
Речь правильная и хорошая. Основное понятие правильности речи – норма
литературного языка.
Виды речевых ошибок.
Нормы русского литературного языка (24 часа).
1. Орфоэпические нормы современного русского языка (4 часа).
Орфоэпия и акцентология. Особенности произношения гласных и
согласных звуков. Орфоэпический словарь.
Нормы ударения.
Совершенствование умения определять допущенные в устной речи
орфоэпические ошибки и исправлять их.

Благозвучие речи. Аллитерация и ассонанс как средства художественной
выразительности.
2. Лексические нормы (7 часов).
Толковый словарь.
Лексика русского языка в процессе исторического развития и современное
словоупотребление. Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы,
неологизмы, окказионализмы.
Лексическая сочетаемость. Тавтология, плеоназм, паронимия, омонимия,
полисемия, синонимия. Разграничение и использование их в речи.
Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы, просторечия). Экспрессивная лексика. Неоправданное использование в речи.
Использование фразеологизмов. Фразеологический словарь. Речевые
ошибки при употреблении фразеологизмов.
3. Грамматическая правильность речи (12 часов).
Морфологические нормы (7 часов).
Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур.
Родительный падеж множественного числа существительных. Специфика склонений
иностранных слов и географических названий.
Семантические
оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика
образования форм степеней сравнения. Типичные ошибки.
Глагол. Формы спряжения, вида и наклонения глагола. Смешение видовременных форм глагола.
Неудачное употребление местоимений.
Склонение имён числительных.
Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия
союзов. Экспрессивный потенциал частиц. Роль междометий в речи.
Синтаксические нормы (5 часов).
Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования. Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым.
Грамматические нормы в предложениях с причастными и
деепричастными оборотами.
Парцелляция. Грамматические ошибки, связанные с нарушением границ
предложения.
Использование однородных членов как средства выразительности речи.
Неправильное употребление однородных членов предложения.
Смешение прямой и косвенной речи.
4. Стилистические нормы (3 часа).
Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов
речи.
Стилистические ресурсы речи. Языковые средства книжных и
разговорного стилей.
Тропы и стилистические фигуры.
Редактирование текста(2 часа).
Защита проектов (2 часа).
Резерв(3 часа)
Часть 2: «Хорошая речь» (35 часов)
Введение (1 час). Составляющие речевой культуры человека. Речь правильная и
хорошая. Предмет и задачи курса.
Качества хорошей речи (21 час).
Содержательность речи и её основные признаки: лаконизм, отсутствие неоправданных
повторений, пустых фраз и многословия.

Условия создания содержательной речи: чёткое осмысление цели общения, определение
темы и основной мысли, раскрытие их с достаточной полнотой.
Речевые недочёты, нарушающие содержательность речи.
Логичность речи, её признаки. Композиция текста как показатель логичности
высказывания.
Речевые недочёты, нарушающие логичность.
Богатство речи.
Умение использовать разнообразные языковые средства.
Речевые недочёты, свидетельствующие о бедности речи: повторы, однотипность
синтаксических конструкций, незнание значений слов и др.
Точность речи.
Речевые недочёты, свидетельствующие о неточности речи: неразличение синонимов,
нарушение лексической сочетаемости слов и др.
Совершенствование умения находить и исправлять в своей и чужой речи ошибки,
нарушающие качества хорошей речи.
Выразительность речи. Основные признаки выразительности речи: наличие в
высказывании языковых средств, обеспечивающих воздействие на адресата речи,
поддерживающих его внимание к предмету речи.
Хорошее знание языка и его выразительных возможностей, правильный выбор слов и
выражений, наиболее ярко передающих основную мысль, как основные условия,
способствующие созданию выразительной речи.
Ложная выразительность как ненужное, бессмысленное украшательство речи.
Умение анализировать тексты с точки зрения выразительности речи, строить тексты,
обладающие этим качеством речи.
Уместность речи. Уместность речи как соответствие высказывания условиям общения
и адресату речи. Уместность стилевая, контекстуальная, личностно-психологическая.
Основные условия уместности речи: адекватность применённых языковых средств
целям высказывания, учёт того, с кем говоришь и в какой обстановке.
Речевые недочёты, связанные с понятием выразительности речи: употребление слов
иной функционально-стилистической окраски, неуместное употребление эмоционально
окрашенных слов и конструкций.
Умение находить и исправлять недочёты.
Речевой этикет (5 часов.).
Речевая культура в различных сферах общения. Речевой этикет – совокупность правил
поведения – как одна из сторон общей речевой культуры. Словесные и несловесные
средства этикета.
Богатство этикетных возможностей русской речи. Способы обращения людей друг к
другу в зависимости от ситуации общения. Употребление местоимений «ты» и «вы».
Обращения, заменяющие имена и отчества людей.
Этикетные формы общения (официального и неофициального): приветствия, прощания,
поздравления, благодарности, извинения, приглашения, предложения, сочувствия (в
устной речи, в личной и деловой переписке).
Умение правильно употреблять разнообразные этикетные формы в определённой
речевой ситуации; соблюдать основные правила этики общения(быть всегда вежливым,
приветливым, доброжелательным, относиться с уважением к собеседнику, внимательно
слушать, не перебивая его).
Контрольная и практические работы (3 часа).
Редактирование текста (2 час).
Резерв (3 часа).
Тематическое планирование
(часть 1)

Содержание
Введение

Кол-во
часов
1

Особенности литературного языка

3

Нормы русского литературного языка- 24:
орфоэпические нормы современного русского языка
лексические нормы
грамматическая правильность речи
стилистические нормы
Редактирование текста
Защита проектов
Резерв
Всего

4
7
12
3
2
2
3
35

Тематическое планирование
(часть 2)
Содержание
Введение
Качества хорошей речи (21 час):
содержательность речи
логичность речи
богатство речи.
точность речи.
выразительность речи.
уместность речи.
Речевой этикет
Контрольная и практические работы
Редактирование текста
Резерв
Всего

Кол-во
часов
2
3
2
3
4
5
4
5
3
2
3
35

ЛИТЕРАТУРА
1. Пастухова Л.С. «Основы речевой культуры и стилистики». - Симферополь, «Таврия»,
1993 г.
2. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и
стилистики»: Пособие для учителя. – Симферополь, Н.Оріанда, 2010. – 160с.
3. Кортава Т.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Московское
отделение издательства «Учитель», 2015.
4. Пастухова Л.С. Любопытный задачник: Русский язык. Культура речи. – Симферополь,
2006. – 200 с.
5. Пастухова Л.С. Этюды о словах для больших и маленьких. Русский язык. Культура
речи. – Симферополь, Н.Оріанда., 2008. – 88 с., ил.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М: Рольф,
2001. – 208 с. – (Домашний репетитор.)

7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М: Озон,
2011. – 416с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
курса по выбору
«Культура речи»
«Культура речи»
(Часть 1: «Правильная речь»), 1 ч. в неделю
1 полугодие
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13,
14.
15.

16.
17.

Содержание занятия

Дата

Понятие о речевой культуре человека. Предмет и задачи курса.
Общенародный и литературный язык. Понятие о литературном языке.
Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
Речь правильная и хорошая. Основное понятие правильности речи –
норма литературного языка.
Виды речевых ошибок.
Орфоэпические нормы. Особенности произношения гласных и
согласных звуков. Орфоэпический словарь.
Нормы ударения.
Совершенствование умения определять допущенные в устной речи
орфоэпические ошибки и исправлять их.
Благозвучие речи. Аллитерация и ассонанс как средства
художественной выразительности.
Лексические нормы. Толковый словарь.
Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы,
неологизмы, окказионализмы. Разграничение и использование их в
речи.
Лексическая сочетаемость. Нарушение лексических норм. Тавтология.
Плеоназм.
Смешение паронимов.
Омонимия, полисемия, синонимия. Использование в речи лексических
возможностей языка.
Лексика
ограниченного
употребления
(диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы, просторечия). Экспрессивная
лексика. Неоправданное использование в речи.
Использование фразеологизмов. Фразеологический словарь. Речевые
ошибки при употреблении фразеологизмов.
Совершенствование умения находить и исправлять в своей и чужой
речи лексические ошибки. Редактирование текста.
«Культура речи»
(Часть 1: «Правильная речь»), 1 ч. в неделю
2 полугодие

№
п/п
1.

Содержание занятия
Грамматические

нормы,

их

виды

Дата
(морфологические

и

5.

синтаксические). Морфологические нормы (распространённые ошибки
в образовании частей речи). Род имен существительных. Склонение и
род аббревиатур.
Родительный падеж множественного числа существительных.
Специфика склонений иностранных слов и географических названий.
Семантические оттенки кратких и полных форм прилагательных.
Специфика образования форм степеней сравнения. Типичные ошибки.
Глагол. Формы спряжения, вида и наклонения глагола. Смешение
видо-временных форм глагола.
Неудачное употребление в контексте местоимений.

6.

Склонение имён числительных. Типичные ошибки.

7.

Грамматически правильное использование предлогов в речи.
Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц. Роль
междометий в речи
Синтаксические нормы.
Особенности управления в русском языке. Трудные случаи
согласования. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

2.
3.
4.

8.

9.

Грамматические нормы в
деепричастными оборотами.

10.

Парцелляция. Грамматические ошибки, связанные с нарушением
границ предложения.

11.

Использование однородных членов как средства выразительности
речи. Неправильное употребление однородных членов предложения.

12,

Смешение прямой и косвенной речи.

13.

Функциональные стили русского языка.
Соотношение стилей и
типов речи. Стилистические ресурсы речи. Языковые средства
книжных и разговорного стилей.
Тропы и стилистические фигуры.

14 –
15.
16.

17.

предложениях

с

причастными

и

Совершенствование умения находить и исправлять в своей и чужой
речи ошибки разных видов. Редактирование текста.
Защита проектов.
Защита проектов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
элективного курса по русскому языку
«Культура речи»
(Часть 2: «Хорошая речь»), 1 ч. в неделю
1 полугодие

№
п/п

Содержание занятия

1.

Составляющие речевой культуры человека. Речь правильная и

Дата

2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

14.

1516.
17.

хорошая. Предмет и задачи курса.
Повторение изученного в 10 классе.
Содержательность речи и её основные признаки: лаконизм,
отсутствие неоправданных повторений, пустых фраз и многословия.
Условия создания содержательной речи: чёткое осмысление цели
общения, определение темы и основной мысли, раскрытие их с
достаточной полнотой.
Речевые недочёты, нарушающие содержательность речи.
Логичность речи, её признаки. Композиция текста как показатель
логичности высказывания.
Речевые недочёты, нарушающие логичность.
Богатство речи.
Умение использовать разнообразные языковые средства.
Практическая работа.
Речевые недочёты, свидетельствующие о бедности речи: повторы,
однотипность синтаксических конструкций, незнание значений слов и
др.
Точность речи.
Речевые недочёты, свидетельствующие о неточности речи:
неразличение синонимов, нарушение лексической сочетаемости слов
и др.
Совершенствование умения находить и исправлять в своей и чужой
речи ошибки, нарушающие качества хорошей речи.
Практическая работа. Составление устного и письменного
высказывания в соответствии с нормами хорошей речи.
Редактирование текста.
«Культура речи»
(Часть 2: «Хорошая речь»), 1 ч. в неделю
2полугодие

№

Содержание занятия

1.

Выразительность речи. Основные признаки выразительности речи:
Наличие в высказывании языковых средств, обеспечивающих воздействие
на адресата речи, поддерживающих его внимание к предмету речи.
Хорошее знание языка и его выразительных возможностей, правильный
выбор слов и выражений, наиболее ярко передающих основную мысль,
как основные условия, способствующие созданию выразительной речи.
Ложная выразительность как ненужное, бессмысленное украшательство
речи.
Умение анализировать тексты с точки зрения выразительности речи,
строить тексты, обладающие этим качеством речи.
Речевые недочёты, связанные с понятием выразительности речи:
употребление слов иной функционально-стилистической окраски,
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций.
Умение находить и исправлять недочёты.
Уместность речи. Уместность речи как соответствие высказывания
условиям общения и адресату речи. Уместность стилевая,

2.

3.
4.
5.

6.

Дата

7.

8.
9.

10.

11.

12.

13.
14.

15.
1617.

контекстуальная, личностно-психологическая.
Основные условия уместности речи: адекватность применённых языковых
средств целям высказывания, учёт того, с кем говоришь и в какой
обстановке.
Умение характеризовать такое качество речи, как уместность, строить
собственные высказывания с учётом этого качества речи.
Речевые недочёты, связанные с понятием уместности речи: составление
высказывания и использование в нём языковых средств, не
соответствующих условиям общения и адресату речи. Умение находить и
исправлять недочёты. Редактирование текста.
Речевая культура в различных сферах общения. Речевой этикет –
совокупность правил поведения – как одна из сторон общей речевой
культуры. Словесные и несловесные средства этикета.
Богатство этикетных возможностей русской речи. Способы обращения
людей друг к другу в зависимости от ситуации общения. Употребление
местоимений «ты» и «вы». Обращения, заменяющие имена и отчества
людей.
Этикетные формы общения (официального и неофициального):
приветствия, прощания, поздравления, благодарности, извинения,
приглашения, предложения, сочувствия (в устной речи, в личной и
деловой переписке).
Формы речевого этикета (утверждения, возражения, согласия, несогласия)
при ведении спора, дискуссии.
Умение правильно употреблять разнообразные этикетные формы в
определённой речевой ситуации; соблюдать основные правила этики
общения(быть всегда вежливым, приветливым, доброжелательным,
относиться с уважением к собеседнику, внимательно слушать, не
перебивая его).
Контрольная работа.
Итоговое занятие в интерактивной форме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».