МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российская Федерация Республика Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города Евпатории Республики Крым» (МБОУ СШ № 11 им.Евграфа Рыжова) 297407, Республика Крым, город Евпатория, пр. Победы, дом 21 Тел., факс (36569) 3-63-20. E-mail school_Evp11@crimeaedu.ru ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная (крымскотатарская) литература». для обучающихся 5-9 классов (Соответствует федеральной образовательной программе ООО, утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370) Евпатория, 2023 года Пояснительная записка. Программа по родной (крымскотатарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Изучение родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования предполагает использование межпредметных связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в частности с родным (крымскотатарским) языком, русским языком, литературой, историей. Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение обучающимися произведений крымскотатарской литературы, развитие у них навыков интерпретации и анализа текста с использованием принципов единства художественной формы и содержания, создаёт условия для развития национального и общекультурного самосознания, осознания этнической принадлежности, расширяет знания о культуре, мировоззрении народа. Основу содержания родной (крымскотатарской) литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений на крымскотатарском языке. Учебный материал в программе распределён в соответствии с чёткой последовательностью историко-литературных этапов. Линейная система (хронологическая) построения содержания способствует формированию у обучающихся представления о последовательности развития крымскотатарского литературного процесса. В содержании программы по родной (крымскотатарской) литературе выделяются следующие содержательные линии: крымскотатарский фольклор, крымскотатарская литература (по периодам), теория литературы. Изучение родной (крымскотатарской) литературы направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной (крымскотатарской) литературе и культуре, воспитание ценностного отношения к крымскотатарской литературе как существенной части крымскотатарской и общерусской культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры, навыка анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; развитие устной и письменной речи обучающихся на родном (крымскотатарском) языке. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (крымскотатарской) литературы – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание обучения в 5 классе. 6.1. Литература как искусство слова. Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства. 6.2. Крымскотатарский фольклор. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные песни. Колыбельные. Частушки. Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности. Считалки. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей. Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Народные сказки. Сказки «Мераметли къарынджа» («Добрый муравей»), «Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ» («Золота много, радости мало»), «Къозлагъан къазан» («Казан, несущий яйца»). Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов. Народные праздники. Посиделки. Народные праздники (Наврез, Хыдырлез, Ораза, Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ. Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространённый вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок. Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка. 6.3. Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях. Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»). Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье. Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в её счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике. Ю. Кандым «Ана тилим» («Родной язык»). И. Абдураман «Меним Ватаным – Къырым» («Моя Родина – Крым»). С. Эмин «Ана тили» («Родной язык»), «Топрагъым» («Моя земля»). Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн. 6.4. Уроки нравственности. И. Паши «Фындыкъ джыйгъанда» («Собирая фундук»). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным. Э. Амит «Чанта» («Портфель»), «Анамнынъ умюти» («Надежда матери»). Становление характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремлённой сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына. Шерьян Али «Эдиечик ве Эдип» («Эдие и Эдип»), «Экимизге бир чана» («Санки на двоих»), «Селямсыз Саре» («Саре, которая не здоровается»). Н. Умеров «Энъ татлы» («Самый сладкий»), «Юзюм» («Виноград»), «Анамнынъ дуасы» («Молитва матери»). Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. 6.5. Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов. Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приёмы её раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. М. Нузет «Озен» («Река»). Э. Шемьи-заде «Къыш келе» («Зима идёт»), «Акъшам денъиз ялысында» («Вечерний берег моря»). Т. Халилов «Акъбардакъ» («Подснежник»). М. Дибаг «Балкъуртлар» («Пчелы»). Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация. 6.6. Сквозь огонь войны прошедшие. Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Подвиг героев в годы войны. Д. Аметов Энвер Арифов, «Абдул Тейфукъ» («Абдул Тейфук») (отрывок из повести). А. Умеров «Ватан къызы» («Дочь Родины») (отрывок из повести). Р. Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» («Звезда Аметхана») (отрывок из повести). 106.6.7. Трагические страницы депортации. Черкез-Али, стихотворения «Ювез» («Рябина»), «Тапсам да анамны» («Найти бы маму»), «Анамнынъ седасы» («Голос матери»), «Майренинъ икяеси» («Рассказ Майре»). А. Осман «Таныш козьлер» («Знакомые глаза»). Рассказ о трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя. Э. Умеров, рассказ «Къара поездлар» («Черные поезда»). Ш. Аппазов, стихотворение «Хатыра» (Память»). Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь. 7. Содержание обучения в 6 классе. 7.1. Литература как искусство слова. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе. Писатель и его место в культуре и жизни общества. Человек и литература. Книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат). 7.2. Крымскотатарский фольклор. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные сказки. Сказка и её художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера. 7.3. Литературная сказка. Э. Селямет «Алтын балта акъкъында масал» («Сказка о золотом топоре»). Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл. Теория литературы. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория. 7.4. Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях. Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике. Б. Чобан-зад, «Догъдым бир эвде» («Родился в одном доме»). О. Амит «Ватаным меним» («Моя Родина»). Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа» («Матерям, не говорящим на родном языке»). Р. Бурнаш «Сакъавланма, эй кадяй» («Не будь косноязыким, брат»). Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. 106.7.5. Уроки нравственности. Н. Челебиджихан «Къарылгъачлар дуасы» («Молитва ласточек»). Драматизм произведения. И. Абдураман, стихотворение «Огют» («Наставление»). А. Дерменджи «Таир ве Мурат» («Таир и Мурат»). Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера. Р. Бурнаш, стихотворения «Тенбельнинъ такъдири» («Судьба лентяя»), «Хор олмасын аналар» («Не унижайте матерей»). Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное содержание произведения. Теория литературы. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер. Речевая характеристика героев. 7.6. Родная природа в произведениях писателей и поэтов. Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приёмы её раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Б. Чобан-заде «Булутлар» («Облака»), «Узакъ тавлар» («Далекие горы»). Абляй Шамиль Чонгъарлы «Далгъа» («Волна»). Эшреф Шемьи-заде «Саба» («Утро»), «Чёльде яз акъшамы» («Летний вечер в степи»). Р. Фазыл «Инсан ве табиат» («Человек и природа»). Т. Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери». («Тополя дяди Меджита»). Теория литературы. Место и роль пейзажа в художественном произведении. 7.7. Сквозь огонь войны прошедшие. Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Подвиг героев в годы войны Р. Муедин «Партизанларнен алякъа» («Связь с партизанами») (отрывок из романа «Агъыр такъдирлер» («Трудные судьбы»). Р. Халид «Шинелиме бакъкъанда» («Смотрю на шинель»), «Эскадрон оларакъ» («Эскадрон»). 7.8. Трагедия депортации в литературе. Э. Шемьи-заде «Къайгъы» («Печаль»). Ш. Селим «Яраланъан тюркюлер» («Раненые песни»). А. Велиев «Такъдир» («Судьба»). И. Паши «Бельки даа корюширмиз» («Возможно, увидимся»). С. Эмин «Сен олмасанъ» («Если тебя не будет»). 8. Содержание обучения в 7 классе. 8.1. Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. 8.2. Крымскотатарский фольклор. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль. Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности. Бытовые песни. Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе. Обрядовые песни. Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя. Теория литературы. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках. 8.3. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. ОрхоноЕнисейские рунические надписи. Литературный памятник «Надписи во славу Культегина» – один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения. Махмуд Крымский «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха») (краткие сведения о поэме). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях). Теория литературы. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение. Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература. 8.4. Литература периода Крымского ханства. Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления: Ашык Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор творчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия. Джанмухаммед, поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея. Теория литературы. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме. 8.5. Литература XVIII – XIX веков. Создание первичных представлений о периоде. Эшмырза «Солдатлыкъ йырлары» («Песни о солдатчине»). Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии. 8.6. Литература периода «пробуждения». Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия. И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман» («Переводчик»). И. Гаспринский и дети. У.Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?» («Что есть в мире»?), «Не керек?» («Что нужно?»), «О недир?» («Что это?»). Призыв поэта к молодому поколению. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения – разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу. Я. Шакир-Али «Мектеп ве миллий тиль» («Школа и национальный язык»), «Танъ» («Рассвет»), «Саат» («Время»), «Денъиз ве ель» («Ветер и море»). Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики. 8.7. Литература XX века. А. Гирайбай, стихотворение «Татар оджасына» («Татарскому учителю»). Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе. У. Ипчи, рассказ «Куреш» («Борьба»). Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям. Э. Шемьи-заде, стихотворения «Акъшам денъиз ялысында» («Вечерний берег моря»), «Йырларым» («Мои песни»), «Шайлы къыз» («Красивая девушка»), «Арыкъбаш этегинде». Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Ю. Болат «Алим» («Алим») (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства. А. Осман «Аметнинъ козьяшлары» («Слёзы Амета»). Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе. Р. Муедин «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ» («Асан и Къашкъа»). Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки. У. Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» («Мать пропавшего без вести солдата»). Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего. Теория литературы. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения. 9. Содержание обучения в 8 классе. 9.1. Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь. 9.2. Крымскотатарский фольклор. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Легенды «Арзы къыз» («Девушка Арзы»), «Алтын бешик» («Золотая колыбель»). Теория литературы. Понятие о легенде. 9.3. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку – памятник древнетюркской письменности. Сейфи Сарайи. Газель. 9.4. Литература периода Крымского ханства. Основные направления поэзии ханского времени. Газайи. Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии. Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества. Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения. .9.5. Литература XVIII – XIX веков. Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны» («Легенда о городе Кефе»). Отражении в дестане трагических событий XIX века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа. 9.6. Литература периода «пробуждения». И. Гаспринский, рассказы «Иван ве Сулейман» («Иван и Сулейман»), «Арслан къыз» («Девушка-лев»). О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси» («Мавзолей Ненкеджан»). Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви. А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» («Не забудется»). Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини. А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир» («Судьба»). Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы. Теория литературы. Поэма. 9.7. Литература XX века. Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде» («Тихая татарская степь»), «Ой, сувукъ шу гъурбет» («Ой, холодна чужбина»), «Дунай таша» («Вышедший из берегов Дунай»), «Яныкъ къавал» («Печальная свирель»). А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке» («Юноше»), «Багъчасарай» («Бахчисарай»), «Къарасув» («Карасув»), «Татар ичюн» («Татарам»). Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!» («Ах, татарская молодежь!»), «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ» («Тюрьма»), «Ёлджу гъарип» («Бедный путник»), «Кобелек» («Бабочка»). Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Зейнеп тизе» («Тётя Зейнеп»), Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны. Э. Шемьи-заде «Озьбекстан балладасы» («Узбекская баллада»). Аллегория как основной приём раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости. Ю. Болат «Арзы къыз» («Девушка Арзы»). Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы. Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения. 10. Содержание обучения в 9 классе. 10.1. Введение. Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе. 10.2. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии. «Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате). Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях). 106.10.3. Литература периода Крымского ханства. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления: Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские представления о смысле жизни. Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси». 10.4. Литература периода «пробуждения». И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери («Французские письма») (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социальнофилософские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романа-эпопеи. А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа. Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»). Теория литературы. Роман. Роман-эпопея. 10.5. Литература XX века. Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым», «Миллетнинъ кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Награда»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»). Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»). Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов. Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»). Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта. Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны, её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера. Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род. Планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе на уровне основного общего образования. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (крымскотатарской) литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка и родной (крымскотатарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений крымскотатарской литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в крымскотатарской литературе; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений крымскотатарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (крымскотатарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке родной (крымскотатарской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: элементарным умениям анализировать и интерпретировать прочитанные произведения: отличать прозаические тексты от поэтических, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, определять тему и главную мысль произведения, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения; характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет, на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения, владеть различными видами пересказа; выражать своё отношение к прочитанному, рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понять содержание произведений. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, применять изученные теоретико-литературные понятия, определять тему и главную мысль произведения, особенности сюжета и композиции; сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, характеризовать героев, приводить их сравнительные характеристики, выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; участвовать в беседе о прочитанном, используя информацию о жизни и творчестве писателя, давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный, пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ; создавать связные устные и письменные тексты на родном (крымскотатарском) языке, выражая в них собственное мнение о прочитанном произведении, героях, событиях. концу обучения в 7 классе обучающийся научится: проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, соотносить содержание и проблематику художественных произведений; определять элементы сюжета произведения (композиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), характеризовать поступки и отношения литературного героя с другими героями художественного произведения, выявлять характер конфликта в литературном произведении, давать собственную интерпретацию и оценку литературным произведениям с учётом понимания отражённой в них художественной картины мира; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведени; формулировать устные и письменные монологические высказывания на темы, связанные с изученными произведениями родной (крымскотатарской) литерат уры, писать сочинение по заданной теме с использованием текста произведения. . К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях, определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы, применять изученные теоретико-литературные понятия; определять особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, приёмы построения художественного образа; находить и анализировать факты из биографии писателя и сведения об историкокультурном контексте его творчества, выделять основные этапы историко-литературного процесса; сопоставлять произведения родной (крымскотатарской) литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и различия; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, развёрнуто отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному; создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных произведений и составленного плана. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов, оперировать основными фактами жизненного и творческого пути писателя, соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, применять изученные теоретико-литературные понятия; анализировать художественное произведение: определять его родо-жанровую принадлежность, выявлять тему и идею произведения, определять приёмы авторской оценочной позиции в изученном произведении, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, характеризовать героев одного или нескольких произведений; систематизировать представления о литературном процессе и литературном наследии крымскотатарского народа, формулировать основные темы и проблемы крымскотатарской литературы; демонстрировать знания произведений родной (крымскотатарской) литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы, участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления доклада, конспекта, отзыва, литературнотворческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН ИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: Целевые ориентиры результатов воспитания 1. Гражданско-патриотическое воспитание: • знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении; • сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; • понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства; • понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; • имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; • принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2. Духовно-нравственное воспитание: • уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; • сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; • доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; • умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; • владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; • сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 3. Эстетическое воспитание: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; • проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; • проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: • бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; • владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; • ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; • сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 5. Трудовое воспитание: • сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; • проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; • проявляющий интерес к разным профессиям; • участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 6. Экологическое воспитание: • понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; • проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; • выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 7. Ценность научного познания: • выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; • обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; • имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. • • 5 класс № п/п Раздел/тема Кол-во часов 1 Литература как искусство слова. 1 Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 1 2 3 4 5 Крымскотатарский фольклор. Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях. Уроки нравственности. 11 1-7 5 1-7 7 1-7 Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов. Сквозь огонь войны прошедшие. 3 1-7 7 1-7 6 класс № п/п Раздел/тема Кол-во часов 1 Литература как искусство слова. Крымскотатарский фольклор. Литературная сказка. 1 1 5 1-7 5 1-7 Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях. Уроки нравственности. 10 1-7 Родная природа в произведениях писателей и поэтов. Трагедия депортации в литературе. 3 1-7 4 1-7 2 3 4 5 6 7 № п/п Раздел/тема Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 7 7 класс Кол-во часов Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания Литература как искусство слова. Крымскотатарский фольклор. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Литература периода Крымского ханства. Литература XVIII – XIX веков. Литература периода «пробуждения». 1 1 5 1-7 3 1-7 2 1-7 7 1-7 Литература XX века. 12 1-7 № п/п Раздел/тема Кол-во часов 1 Литература как искусство слова. Крымскотатарский фольклор. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Литература периода Крымского ханства. Литература XVIII – XIX веков. Литература периода «пробуждения». 1 1 3 1-7 2 1-7 6 1-7 8 1-7 7 Литература XX века. 11 1-7 9 класс № п/п Раздел/тема 1 2 3 4 5 6 7 4 8 класс. 2 3 4 5 6 Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 3 Кол-во Информация Деятельност часов Количеств об электронных ь учителя с учебноо учетом методических оценочных рабочей процедур материалах (ЭОР и программы ЦОР) воспитания 1 Введение. 1 1 3 Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Литература периода Крымского ханства. Литература XVIII – XIX веков. Литература периода «пробуждения». 2 1-7 4 1-7 4 5 6 7 Литература XX века. 3 12 1-7 12 1-7