РП родной язык (крымскотатарский) 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация Республика Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова
города Евпатории Республики Крым» (МБОУ СШ № 11 им.Евграфа Рыжова)
297407, Республика Крым, город Евпатория, пр. Победы, дом 21
Тел., факс (36569) 3-63-20. E-mail school_Evp11@crimeaedu.ru
ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»
для обучающихся
5-9 классов
(Соответствует федеральной образовательной программе ООО,
утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 №370)

Евпатория, 2023 года

Пояснительная записка.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку включает в себя темы, касающиеся
внутреннего устройства языка, сведения о взаимосвязи крымскотатарского языка с
культурой.
В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие
содержательные линии: «Язык и речь. Язык и культура», «Разделы науки о языке»
(фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и
словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация), «Текст».
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих
целей:
воспитание уважения к родному крымскотатарскому языку, сознательного отношения к
нему как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о специфике родного (крымскотатарского) языка, основных языковых
единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Число часов для изучения родного (крымскотатарского) языка, 1 час в неделю – 34 часа.
Содержание обучения в 5 классе.
6.1. Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения крымскотатарского языка.
6.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо,
говорение), монолог и диалог, устная и письменная речь: правила общения. Тема и идея
высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность,
логика).
Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту.
Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы, предлоги,
местоимений, синонимы, однокоренные слова).
Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о разговорном,
научном, художественном стилях. Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь, описание предметов,
животных, простая форма рассуждения.
6.3. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное,
побудительное. Знаки препинания в конце предложения. Интонация в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены
предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки препинания при них.
Диалог, прямая речь, знаки препинания при них.
6.4. Фонетика и правописание.
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки, особенности
гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарём.
Орфографические ошибки. Слог. Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки.
Буквы, обозначающие и широкие, и узкие звуки.
Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных
словах.
6.5. Лексикология.

Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным
значением. Знакомство с переводным словарём. Лексические ошибки. Синонимы,
антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.
7. Содержание обучения в 6 классе.
7.1. Язык, общие сведения о языке.
Богатство и красота крымскотатарского языка.
7.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому говорит. Тема, идея, цель и их роль.
Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы связи
слов в тексте.
Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту, простой
план к своему высказыванию.
Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю.
Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы. Объединение
в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение разных по стилю текстов, типы речи и
жанры.
Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров.
Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развёрнутое: выбор из
произведений художественной литературы отрывков с описанием комнаты, здания.
Развёрнутое изложение (устное) научного стиля.
Диалог: из жизни обучающегося.
Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинениерассуждение, работа над рисунком.
Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с рисунком.
Статья в газету о действиях человека (сочинение-рассуждение). Развернутое изложение в
научном стиле. Устный ответ на уроках. Сочинение-рассуждение на тему языка.
Документы. Рабочий план, объявление.
7.3. Лексикология и фразеология.
Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова. Богатство и развитие
лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы, профессионализмы, диалектные
слова. Правила орфографии заимствованных слов.
Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи.
7.4. Словообразование. Состав слова.
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс,
разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание слов
сложных и парных.
7.5. Морфология. Общие сведения о частях речи
7.5.1. Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль.
Категории существительного. Образование существительных: притяжательные
сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменения существительных по
падежам. Способы образования существительных и их правописание.
7.5.2. Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль,
относительные и качественные прилагательные, степени сравнения прилагательных:
сравнительная и превосходная степени, уменьшительные и увеличительные
прилагательные, способы образования прилагательных, прилагательные, образованные
синтаксическим способом, парные и сложные прилагательные. Использование
прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней
прилагательного.
7.5.3. Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические
функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые,

дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. Использование в
речи числительных для обозначения даты, времени.
8. Содержание обучения в 7 классе.
8.1. Язык, общие сведения о языке.
Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.
8.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о
публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы чтения. Повторение
о типах речи. Описание человека, рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и форме
текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение (устное и
письменное). Изложение текстов с описанием человека. Развёрнутое изложение (устное)
текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека.
Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По предложенному сюжету устное и
письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
8.3. Морфология.
8.3.1. Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды
местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи
личных местоимений.
8.3.2. Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и
положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Формы
прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги
глаголов. Наклонения глаголов. Образование глаголов.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов.
8.3.3. Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный
оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание.
Правильное использование причастного оборота в речи и при письме.
8.3.4. Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль.
Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы образования деепричастий и правила
правописания.
Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование
деепричастного оборота в речи.
8.3.5. Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени
сравнений наречий. Способы образования наречий и их правила правописания.
Правильное использование наречий в речи.
8.3.6. Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и
их правописание.
Использование предлогов в речи.
.8.3.7. Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила
правописания союзов.
Использование союзов в речи.
8.3.8. Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц.
Выразительно читает предложения с частицами.
8.3.9. Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации.
Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно.
9. Содержание обучения в 9 классе.
9.1. Язык, общие сведения о языке.

Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в
ряду других родных языков народов Российской Федерации.
9.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на
основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка.
Устные и письменные сочинения-описания исторических памятников, города, села, улицы.
Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы
(публицистический стиль). Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
9.3. Синтаксис и пунктуация.
9.3.1. Словосочетание. Предложение.
Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и
предложений в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные.
Простые и сложные предложения, односоставные и двусоставные предложения. Неполные
предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении.
Знаки препинания в предложении.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
9.3.2. Двусоставные предложения.
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения
подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Использование в речи двусоставных предложений.
9.3.3. Односоставные предложения.
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом
предложения сказуемым: определённо-личные, безличные, обобщённо-личные,
неопределённо-личные. Односоставные назывные предложения.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
9.3.4. Осложнённые предложения.
Предложения с однородными членами, предложения с однородными членами и
обобщающими словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Роль
интонации в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные
дополнения, обособленные приложения, грамматически связанные слова в предложении:
обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них.
Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными
конструкциями.
10. Содержание обучения в 9 классе.
10.1. Язык, общие сведения о языке.
Роль родного языка в развитии личности.
10.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи,
стилей, типов речи.
Аудирование. Слушание и понимание различных текстов.
Чтение. Выразительное чтение различных текстов.
Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием.

Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом
стиле на морально-нравственную тему.
Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на моральноэтическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
10.3. Синтаксис и пунктуация.
10.3.1. Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и
сложносочинённые.
10.3.2. Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого
предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении.
Использование в речи сложносочинённых предложений.
10.3.3. Сложноподчинённые
предложения:
состав,
способы
связи.
Виды
сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации.
Интонация сложноподчинённого предложения.
10.3.4. Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
10.3.5. Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила
пунктуации.
Интонация предложений с различными видами связи.
10.3.6. Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания.
Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания. Цитаты и знаки пунктуации при них.
Интонация в диалоге и при прямой речи.
11. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку
на уровне основного общего образования.
11.1. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
родном (крымскотатарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней,
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (крымскотатарского) языка в
жизни народа, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка, к
истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное
отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к достижениям своего народа и своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского
опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском)
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения
на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное
в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений
и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результата деятельности, понимать
причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения,
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и основе
существования народа, объяснять значение родного (крымскотатарского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные
монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать
в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль
текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять простой план
текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование,
рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного
стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых
типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках
изученного);
характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие между
звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова,
находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нём главное и
зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять
виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,

находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение,
дополнение, обстоятельство);
находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в
предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях
с обращениями и вводными словами, правильно ставить знаки препинания в предложениях
с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как
средства коммуникации и самовыражения;
составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в
тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием
жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения её
происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику пассивного запаса
(неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления
(диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы
от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь
фразеологизмов;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова,
различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды,
синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть
структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова,
различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их
разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка в современном
мире;
определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других родных языков народов
Российской Федерации;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием
жизненного и читательского опыта;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных
текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи;
иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы,
протокол);
находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое
слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ
словосочетания;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных,
вопросительных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
находить в тексте неполные предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом предложении;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды
второстепенных членов;
распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные
предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения
двусоставными, следить за изменением содержания предложения;
сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённоличные, безличные, назывные односоставные предложения;
находить в тексте однородные члены предложения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить
предложения с обобщающими словами при однородных членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
понимать основные функции обращения;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи
предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией
общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных
конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных
чувств, оценки, привлечения внимания и другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные
дополнения, обстоятельства, определения и приложения;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и
вводными конструкциями, обособленными членами предложения.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять роль родного языка в развитии личности;
владеть разными видами речевой деятельности;
создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского
опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины;
писать доклад или реферат на морально-этическую тему;
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных
разновидностей языка в художественном произведении;
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы,
заявление, автобиография);
классифицировать сложные предложения на сложносочинённые, сложноподчинённые,
бессоюзные;
характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и
интонационное единство частей сложного предложения;
употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их
интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;
распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части
предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения;
конструировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, классифицировать
виды подчинительной связи, распознавать их в тексте;
различать основные виды сложноподчинённых предложений;
анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых
предложений разных видов;
употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их
интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;
выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные
значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного
предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных
предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их
интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными
сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать
сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и
бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с
прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь;
осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания.
зицию собеседника;
определять тему высказывания, понимать на слух разные типы текста;
догадываться о значении звучащего слова с использованием контекста или сходства в
звучании в родном языке;
работать самостоятельно с печатными текстами разных типов и жанров;
использовать в чтении и говорении полученные семантические сведения из словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся ООО:
Целевые ориентиры результатов воспитания
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
• знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине – России, ее территории, расположении;
• сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
• понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины – России, Российского государства;
• понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
• принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
• уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
• сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;
• доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших;
• умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
• владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий;
• сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
• способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
• проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
• проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
• владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
• ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
• сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
• сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
• проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
• проявляющий интерес к разным профессиям;
• участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6. Экологическое воспитание:
• понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
• проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
• выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
•

7. Ценность научного познания:
• выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
• обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
• имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

5 класс
№
п/п

1
2
3
4
5

Раздел/тема

Язык, общие сведения о
языке.
Речь и общение. Речевая
деятельность.
Синтаксис и пунктуация.
Фонетика и правописание.
Лексикология.

Кол-во
часов

Информация
об электронных
Количеств
учебноо
методических
оценочных
процедур материалах (ЭОР и
ЦОР)

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания

2
5

1-7

11

1-7

11

1

5

1

1
7

6 класс
№
п/п

Раздел/тема

Кол-во
часов

1

Язык, общие сведения о
языке.

2

2

Речь и общение. Речевая
деятельность.
Лексикология и
фразеология.
Словообразование. Состав
слова.
Морфология. Общие
сведения о частях речи

9

3
4
5

Информация
об электронных
Количеств
учебноо
методических
оценочных
процедур материалах (ЭОР и
ЦОР)

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
1,3

1

1-7

4

1-7

4

1

14

1

7

7класс
№
п/п

1
2
3

Раздел/тема

Язык, общие сведения о
языке.
Речь и общение. Речевая
деятельность.
Морфология.

Кол-во
часов

Информация
об электронных
Количеств
учебноо
методических
оценочных
материалах
(ЭОР и
процедур
ЦОР)

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
1,3

2

1-7

9

1

23

2

7

8класс
№
п/п

1
2
3

Раздел/тема

Язык, общие сведения о
языке.
Речь и общение. Речевая
деятельность.
Синтаксис и пунктуация.

Кол-во
часов

Информация
об электронных
Количеств
учебноо
методических
оценочных
процедур материалах (ЭОР и
ЦОР)

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
1,3

1
7

1

23

2

1-7
7

9 класс
№
п/п

1
2
3

Раздел/тема

Язык, общие сведения о
языке.
Речь и общение. Речевая
деятельность.
Синтаксис и пунктуация.

Кол-во
часов

Информация
об
электронных
Количеств
учебноо
методических
оценочных
процедур материалах (ЭОР и
ЦОР)

1,3

1
9
24

Деятельност
ь учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания

1-7

1
2

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».