МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российская Федерация Республика Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города Евпатории Республики Крым» (МБОУ СШ № 11 им.Евграфа Рыжова) 297407, Республика Крым, город Евпатория, пр. Победы, дом 21 Тел., факс (36569) 3-63-20. E-mail school_Evp11@crimeaedu.ru ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» для обучающихся 5-9 классов (Соответствует федеральной образовательной программе ООО, утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370) Евпатория, 2023 года Пояснительная записка. Программа по родному (крымскотатарскому) языку включает в себя темы, касающиеся внутреннего устройства языка, сведения о взаимосвязи крымскотатарского языка с культурой. В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Язык и речь. Язык и культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация), «Текст». Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание уважения к родному крымскотатарскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; расширение знаний о специфике родного (крымскотатарского) языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе. Число часов для изучения родного (крымскотатарского) языка, 1 час в неделю – 34 часа. Содержание обучения в 5 классе. 6.1. Язык, общие сведения о языке. Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека. Родной язык – основа существования народа. Значение изучения крымскотатарского языка. 6.2. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо, говорение), монолог и диалог, устная и письменная речь: правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика). Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту. Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова). Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические ошибки. Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь, описание предметов, животных, простая форма рассуждения. 6.3. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Знаки препинания в конце предложения. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки препинания при них. Диалог, прямая речь, знаки препинания при них. 6.4. Фонетика и правописание. Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки, особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог. Ударение. Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие, и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах. 6.5. Лексикология. Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарём. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. 7. Содержание обучения в 6 классе. 7.1. Язык, общие сведения о языке. Богатство и красота крымскотатарского языка. 7.2. Речь и общение. Речевая деятельность. Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому говорит. Тема, идея, цель и их роль. Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы связи слов в тексте. Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту, простой план к своему высказыванию. Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю. Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение разных по стилю текстов, типы речи и жанры. Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров. Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развёрнутое: выбор из произведений художественной литературы отрывков с описанием комнаты, здания. Развёрнутое изложение (устное) научного стиля. Диалог: из жизни обучающегося. Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинениерассуждение, работа над рисунком. Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинение-рассуждение). Развернутое изложение в научном стиле. Устный ответ на уроках. Сочинение-рассуждение на тему языка. Документы. Рабочий план, объявление. 7.3. Лексикология и фразеология. Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова. Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы, профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов. Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов. Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи. 7.4. Словообразование. Состав слова. Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных. 7.5. Морфология. Общие сведения о частях речи 7.5.1. Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных: притяжательные сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменения существительных по падежам. Способы образования существительных и их правописание. 7.5.2. Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль, относительные и качественные прилагательные, степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степени, уменьшительные и увеличительные прилагательные, способы образования прилагательных, прилагательные, образованные синтаксическим способом, парные и сложные прилагательные. Использование прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней прилагательного. 7.5.3. Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые, дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. Использование в речи числительных для обозначения даты, времени. 8. Содержание обучения в 7 классе. 8.1. Язык, общие сведения о языке. Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков. 8.2. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение. Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста. Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека. Развёрнутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога. Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута. Официально-деловая документация. Расписка. 8.3. Морфология. 8.3.1. Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений. 8.3.2. Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги глаголов. Наклонения глаголов. Образование глаголов. Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов. 8.3.3. Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации. Образование причастий и правописание. Правильное использование причастного оборота в речи и при письме. 8.3.4. Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы образования деепричастий и правила правописания. Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного оборота в речи. 8.3.5. Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их правила правописания. Правильное использование наречий в речи. 8.3.6. Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание. Использование предлогов в речи. .8.3.7. Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов. Использование союзов в речи. 8.3.8. Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц. Выразительно читает предложения с частицами. 8.3.9. Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации. Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно. 9. Содержание обучения в 9 классе. 9.1. Язык, общие сведения о языке. Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации. 9.2. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение). Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах. Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю. Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения. Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач). Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме. Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль). Устное и письменное сочинение-повествование. Документы. Протокол. 9.3. Синтаксис и пунктуация. 9.3.1. Словосочетание. Предложение. Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и предложений в речи. Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении. Использование предложений в речи с правильной интонацией. 9.3.2. Двусоставные предложения. Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Использование в речи двусоставных предложений. 9.3.3. Односоставные предложения. Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым: определённо-личные, безличные, обобщённо-личные, неопределённо-личные. Односоставные назывные предложения. Использование в речи односоставных и двусоставных предложений. 9.3.4. Осложнённые предложения. Предложения с однородными членами, предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Роль интонации в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения, грамматически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями. 10. Содержание обучения в 9 классе. 10.1. Язык, общие сведения о языке. Роль родного языка в развитии личности. 10.2. Речь и общение. Речевая деятельность. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи. Аудирование. Слушание и понимание различных текстов. Чтение. Выразительное чтение различных текстов. Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием. Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему. Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему. Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на моральноэтическую тему. Документы. Заявление. Автобиография. 10.3. Синтаксис и пунктуация. 10.3.1. Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и сложносочинённые. 10.3.2. Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении. Использование в речи сложносочинённых предложений. 10.3.3. Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации. Интонация сложноподчинённого предложения. 10.3.4. Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация бессоюзного сложного предложения. 10.3.5. Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация предложений с различными видами связи. 10.3.6. Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания. Цитаты и знаки пунктуации при них. Интонация в диалоге и при прямой речи. 11. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования. 11.1. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (крымскотатарском) языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (крымскотатарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение родного (крымскотатарского) языка; владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы; работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять простой план текста; различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи; иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи; использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного); характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие между звуком и буквой; соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка; оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы; применять знания по орфографии в практике правописания; объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова; распознавать синонимы, антонимы, омонимы; пользоваться на практике разными видами лексических словарей; проводить лексический анализ слов (в рамках изученного); распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие); правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово; проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике в практике правописания; владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации; определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нём главное и зависимое слово; определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений; определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого, находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство); находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения; составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте; создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта; характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения её происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков; определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов; распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок; использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь фразеологизмов; использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи; характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль); правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков; воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы; составлять сложный план собственного высказывания; писать изложение и сочинение по простому и сложному плану; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи; характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль); правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие; распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции; правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка в современном мире; определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации; создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи; иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол); находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания; различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; различать односоставные и двусоставные предложения; находить в тексте неполные предложения; правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом предложении; выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов; распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения; сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённоличные, безличные, назывные односоставные предложения; находить в тексте однородные члены предложения; определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных членах; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; понимать основные функции обращения; правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения; различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению; пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое; различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными членами предложения. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: определять роль родного языка в развитии личности; владеть разными видами речевой деятельности; создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины; писать доклад или реферат на морально-этическую тему; сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении; выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография); классифицировать сложные предложения на сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные; характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать; применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях; распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения; конструировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте; различать основные виды сложноподчинённых предложений; анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений разных видов; употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать; применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях; выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений; употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать; использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи; правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи; распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь; строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь; осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания. зицию собеседника; определять тему высказывания, понимать на слух разные типы текста; догадываться о значении звучащего слова с использованием контекста или сходства в звучании в родном языке; работать самостоятельно с печатными текстами разных типов и жанров; использовать в чтении и говорении полученные семантические сведения из словаря. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ составлено с учетом рабочей программы воспитания. Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: Целевые ориентиры результатов воспитания 1. Гражданско-патриотическое воспитание: • знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении; • сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; • понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства; • понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; • принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2. Духовно-нравственное воспитание: • уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; • сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; • доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; • умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; • владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; • сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 3. Эстетическое воспитание: • способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; • проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; • проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: • бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; • владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; • ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; • сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 5. Трудовое воспитание: • сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; • проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; • проявляющий интерес к разным профессиям; • участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 6. Экологическое воспитание: • понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; • проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; • выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. • 7. Ценность научного познания: • выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; • обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; • имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 Раздел/тема Язык, общие сведения о языке. Речь и общение. Речевая деятельность. Синтаксис и пунктуация. Фонетика и правописание. Лексикология. Кол-во часов Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 2 5 1-7 11 1-7 11 1 5 1 1 7 6 класс № п/п Раздел/тема Кол-во часов 1 Язык, общие сведения о языке. 2 2 Речь и общение. Речевая деятельность. Лексикология и фразеология. Словообразование. Состав слова. Морфология. Общие сведения о частях речи 9 3 4 5 Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 1,3 1 1-7 4 1-7 4 1 14 1 7 7класс № п/п 1 2 3 Раздел/тема Язык, общие сведения о языке. Речь и общение. Речевая деятельность. Морфология. Кол-во часов Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных материалах (ЭОР и процедур ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 1,3 2 1-7 9 1 23 2 7 8класс № п/п 1 2 3 Раздел/тема Язык, общие сведения о языке. Речь и общение. Речевая деятельность. Синтаксис и пунктуация. Кол-во часов Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 1,3 1 7 1 23 2 1-7 7 9 класс № п/п 1 2 3 Раздел/тема Язык, общие сведения о языке. Речь и общение. Речевая деятельность. Синтаксис и пунктуация. Кол-во часов Информация об электронных Количеств учебноо методических оценочных процедур материалах (ЭОР и ЦОР) 1,3 1 9 24 Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 1-7 1 2 7