МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российская Федерация Республика Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова») 297407, Республика Крым, город Евпатория, проспект Победы, дом 21. Тел., факс (36569) 3-63-20. E- mail: school_Evp11@crimeaedu.ru ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол № 1 от «[29]» 08_ 2023г. СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР В.В.Чуб . УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова» № 01-11/322 от « 31» 08____2023г. Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» для обучающихся 7-Б, 7-В классов Разработано учителем крымоведения Крайновой Е.П. Евпатория 2023 Пояснительная записка. В курсе «Крымоведение» предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость формирования у учащихся базовых национальных ценностей, среди которых: • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине); • социальная солидарность; • гражданственность и толерантность. Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается на всех уровнях общего образования. Именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края. Объектом изучения «Крымоведения» является историческое прошлое и культура Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Цель изучения учебного курса: сформировать целостное представление об истории освоения и культуре Крыма, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым и способность на основе этого адекватно оценивать текущие геополитические и экономические события. Задачи - заложить основы навыков пространственно-временных исследований своей местности и родного края; - целостное восприятие краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания. Учитывая новизну учебного курса «Крымоведение» для учащихся 7-х классов преподавание курса осуществляется по программе 6-го класса «Крымоведение: Историко-культурный обзор Крыма» с тем, чтобы учащиеся 7-х классов смогли приобрести первичные базовые знания и умения, необходимые для дальнейшего изучения «Крымоведения». Общее число часов для изучения курса «Крымоведение» – 34 часа (1 час в неделю) Содержание учебного курса «Крымоведение» Раздел I. «От древности – к современности: через годы, через расстояния..»Исторические страницы Крыма Тема 1. История древнего человека в Крыму. Археологические памятники: стоянки первобытного человека. Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы. Тема 2. Раннесредневековая Таврика (до IV в. н.э.) Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес. Тема 3. Средневековая Таврика (IV-XII вв.) Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро. Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства. Тема 5. Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России. Тема 6. Таврическая губерния (XIX в.) Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя Тема 7. Крым в XX в. Советский период развития Крыма. Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны. Тема 8. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией. РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства Тема 1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского населения. Тема 2. Особенности культуры и быта народов Крыма Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма. Национальные костюмы, национальная кухня. Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма. Тема 3. Социо-культурный обзор Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия. Подготовка творческих проектов и презентаций Планируемые результаты освоения программы по Крымоведению на уровне основного общего образования. Изучение Крымоведение на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса. Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают: -осознание российской гражданской идентичности; -готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; -ценность самостоятельности и инициативы; -наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; -сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. В результате изучения курса Крымоведение на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: -патриотического воспитания: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности; -гражданского воспитания: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; -ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; -духовно-нравственного воспитания: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты освоения программы по Крымоведению включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. В результате изучения Крымоведения на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные действия); -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/моделирование); -смысловое чтение; -развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; -владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); -формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (информационно-коммуникационная компетентность). У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты освоения программы по Крымоведению на уровне основного общего образования. – понимать роль различных источников краеведческой информации; – знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма; – формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов; – выделять, описывать и объяснять существенные признаки исторических объектов и явлений. Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: Целевые ориентиры результатов воспитания 1. Гражданско-патриотическое воспитание: • знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении; • сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; • понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства; • понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; • имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; • принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2. Духовно-нравственное воспитание: • уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; • сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; • доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; • умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; • владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; • сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 3. Эстетическое воспитание: • способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; • проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; • проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: • бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; • владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; • ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; • сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 5. Трудовое воспитание: • сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; • проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; • проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 6. Экологическое воспитание: • понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; • проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; • выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 7. Ценность научного познания: • выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; • обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; • имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. • 7 класс № Раздел/тема п/п 1 2 3 Количес тво часов Количест во оценочны х процедур Информация Деятельность об электрон учителя с ных учебно- учетом методически рабочей х программы материалах воспитания (ЭОР и ЦОР) Раздел I. «От древности – к современности: через годы, через расстояния..» Исторические страницы Крыма История древнего человека в 1 1 http://scoolформировать Крыму Археологические collection.ed представлени памятники: стоянки первобытного u.ru е об человека. https://resh.e историческо du.ru/specialc м пути ourse/ Крымского http://www.td полуострова .gov.ru http://ihtik.lib .ru История древнего человека в 2 2 http://scoolформировать Крыму. Киммерийцы. Тавры. collection.ed представлени Скифы. Сарматы u.ru е об https://resh.e историческо du.ru/specialc м пути ourse/ Крымского http://www.td полуострова .gov.ru http://ihtik.lib .ru Раннесредневековая Таврика (до 2 2 http://scoolформировать IV в. н.э.) Античные поселения и collection.ed представлени города-государства: Боспор, u.ru е об Херсонес. Керкинитида https://resh.e историческо du.ru/specialc м пути ourse/ Крымского http://www.td полуострова .gov.ru http://ihtik.lib .ru 4 Средневековая Таврика (IV-XII вв.) Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. 1 1 5 Средневековая Таврика (IV-XII вв.) Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро. 1 1 6 Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) Образование Крымского ханства. Особенности социальнополитической жизни Крымского ханства.Гезлев 1 1 7 Присоединение Крыма к России 2 (вторая половина XVIII в.) Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России 2 8 Таврическая губерния (XIX в.) Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя 2 2 9 Крым в XX в. Советский период развития Крыма. 1 1 http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ формировать представлени е об историческо м пути Крымского полуострова формировать представлени е об историческо м пути Крымского полуострова формировать представлени е об историческо м пути Крымского полуострова формировать представлени е об историческо м пути Крымского полуострова формировать представлени е об историческо м пути Крымского полуострова формировать представлени е об историческо м пути Крымского 10 11 12 13 14 15 http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru Великая Отечественная война. 2 2 http://scoolГорода-герои: Севастополь и collection.ed Керчь. Город воинской славы – u.ru Феодосия https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru Крымские партизаны и 1 1 http://scoolподпольщики collection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru Город Евпатория в годы Великой 1 1 http://scoolОтечественной войны collection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ Крым на рубеже веков (конец XX 1 1 http://scoolв. – начало XXI в) collection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства Я, ты, он, она – вместе дружная 2 2 http://scoolсемья!». Численность населения collection.ed Крыма, своего района, u.ru населенного пункта. Основные https://resh.e демографические показатели и их du.ru/specialc динамика. Своеобразие ourse/ этнического состава крымского http://www.td населения. .gov.ru http://ihtik.lib .ru Особенности культуры и быта 2 2 http://scoolнародов Крыма Особенности collection.ed национальных обычаев, обрядов, u.ru верований и быта народов Крыма. https://resh.e du.ru/specialc полуострова формировать понятия «подвиг», «героизм» формировать понятия «подвиг», «героизм» формировать понятия «подвиг», «героизм» формировать представлени е об историческо м пути Крымского полуострова формировать представлени озакономерн остях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях формировать представлени озакономерн остях развития 16 Особенности культуры и быта народов Крыма Национальные костюмы, национальная кухня. 1 1 17 Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма 1 1 18 Социо-культурный обзор Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову 1 1 19 Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму 3 3 20 «Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. 1 1 21 Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры. 1 1 культуры и истории народов, их культурных особенностях формировать представлени озакономерн остях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях формировать представлени озакономерн остях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях формировать представлени озакономерн остях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях формировать представлени озакономерн остях развития культуры и литературы Крыма http://scoolформировать collection.ed представлени u.ru озакономерн https://resh.e остях du.ru/specialc развития ourse/ культуры и литературы Крыма http://scoolформировать collection.ed представлени u.ru озакономерн https://resh.e остях du.ru/specialc развития ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ 22 Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия. Памятники культуры и архитектуры 1 1 23 Защита проекта 1 1 ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru http://scoolcollection.ed u.ru https://resh.e du.ru/specialc ourse/ http://www.td .gov.ru http://ihtik.lib .ru культуры Крыма формировать представлени озакономерн остях развития культуры Крыма формировать умения защиты проектов