МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российская Федерация Республика Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова») 297407, Республика Крым, город Евпатория, проспект Победы, дом 21. Тел., факс (36569) 3-63-20. E- mail: school_Evp11@crimeaedu.ru ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 781936) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов (Соответствует федеральной образовательной программе НОО, утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372) Евпатория 2023 0 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; 1 • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: • раскрытие роли человека в природе и обществе; • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. 3 Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: • сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; • приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); • приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы; • соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; • воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; • соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; • описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; • сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); • оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; • анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами. Совместная деятельность способствует формированию умений: • соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных 4 исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, 5 регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: • ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); • определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); • различать символы РФ; • различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); • группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); • различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; • читать информацию, представленную в схеме, таблице; • используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; • соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: • понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); • понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); • понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация). 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: 6 • следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; • контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; • оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: • строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; • оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; • проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; • определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые 7 родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: 8 • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; • моделировать цепи питания в природном сообществе; • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; • описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: 9 • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; • оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной 10 системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. 11 Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; • создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; • описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: • выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. 12 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 13 Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме 14 (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: 15 • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; • выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; • ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; • воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; • приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); 16 • • • • • • • • • • • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: • находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; • распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); 17 • • • • • • • • • • • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; • показывать на карте мира материки, изученные страны мира; • различать расходы и доходы семейного бюджета; • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; 18 • • • • • • • • • • • • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; • соблюдать правила нравственного поведения в социуме; • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); • показывать на исторической карте места изученных исторических событий; • находить место изученных событий на «ленте времени»; • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами 19 • • • • • • • • • • • • • • природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: Целевые ориентиры результатов воспитания 1. Гражданско-патриотическое воспитание: • знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении; • сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; 20 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства; • понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; • имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; • принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2. Духовно-нравственное воспитание: • уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; • сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; • доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; • умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; • владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; • сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 3. Эстетическое воспитание: • способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; • проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; • проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: • бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; • владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; • ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; • сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 5. Трудовое воспитание: • сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; • проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; • проявляющий интерес к разным профессиям; • участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. • 21 6. Экологическое воспитание: • понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; • проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; • выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 7. Ценность научного познания: • выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; • обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; • имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 1 КЛАСС № Раздел/тема п/п Коли Коли чество чество часов оцено чных процедур Раздел 1. Человек и общество 1. Школа. Школьная 3 жизнь. 2. 3. Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Россия - наша Родина. Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1,2,5,4 http://www.shkolaabv.ru/katalogprezentatsij/okruzhayushhijmir/ 2,4,5 http://www.shkolaabv.ru/katalogprezentatsij/okruzhayushhijmir/ 1,7 http://www.shkolaabv.ru/katalogprezentatsij/okruzhayushhijmir/ 2 11 Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа 4. Природа - среда 13 обитания человека. Взаимосвязи между человеком и природой. 5. Растительный мир. 9 Растения ближайшего окружения. 6. Мир животных. 15 Разные группы Информация об электронных учебнометодических материалах (ЭОР и ЦОР) 0 1,6 http://www.shkolaabv.ru/katalogprezentatsij/okruzhayushhijmir/ 1,6 http://www.shkolaabv.ru/katalogprezentatsij/okruzhayushhijmir/ 1,6. http://www.shkolaabv.ru/katalog22 животных. prezentatsij/okruzhayushhijmir/ Итого по разделу 37 0 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3,4,5 7. Режим дня 3 http://www.shkolaшкольника. abv.ru/katalogprezentatsij/okruzhayushhijmir/ 7 8. Безопасность в быту, 4 http://www.shkolaбезопасность abv.ru/katalogпешехода, prezentatsij/okruzhayushhijбезопасность в сети mir/ Интернет Итого по разделу 7 0 Резервное время 6 Общее количество часов 66 0 по программе 2 КЛАСС Раздел/тема Коли чество часов № п/ п Коли Информация об электронных честв учебно-методических о материалах (ЭОР и оцено ЦОР) чных проце дур Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания 1.1 Наша родина - Россия http://festival.1septemb er.ru/ 6,3,4,10 12 1.2 Семья. Семейные ценности и традиции http://festival.1septemb er.ru/ 6,3,4,10 2 http://festival.1septemb er.ru/ 6,3,4,10 2 http://schoolcollection.edu.ru/ 2,4,7,8 Правила культурного поведения в общественных местах Итого по разделу Методы познания природы. Земля и другие 2.1 планеты, звезды и созвездия. 1.3 2.2 Многообразие растений 16 7 1 https://uchi.ru/ 8 http://schoolcollection.edu.ru/ 2,4,7,8 23 2.3 2.4 Многообразие животных Красная книга России. Заповедники и природные парки Итого по разделу 3.1 Здоровый образ жизни школьника Безопасность в школе и общественном 3.2 транспорте, безопасность в сети Интернет Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2,4,7,8 11 https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 2,4,7,8 8 https://uchi.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://uchi.ru/ 34 2 http://www.uchportal.ru /load/46 2,4,6,8 4 http://www.nachalka.c om/ http://www.uchportal.ru /load/46 2,4,6,8 8 http://www.nachalka.c om/ 12 6 1 68 4 https://uchi.ru/ 3 КЛАСС Раздел/тема Коли чество часов № п/п Коли Информация об электронных честв учебно-методических о материалах (ЭОР и оцено ЦОР) чных проце дур Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина Российская Федерация 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 1.3 Страны и народы мира. Итого по разделу 14 2 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 1,2 2,5 1 20 Раздел 2. Человек и природа 24 2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 2.4 2.5 2.6 Разнообразие растений Разнообразие животных Природные сообщества Человек - часть природы Итого по разделу 7 7 3 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 5,6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6 35 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности Библиотека ЦОК 3.1 Здоровый образ жизни 2 https://m.edsoo.ru/7f4 116e4 Правила безопасного Библиотека ЦОК поведения пассажира. 3.2 5 https://m.edsoo.ru/7f4 Безопасность в сети 116e4 Интернет Итого по разделу 7 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 68 4,7 4,7 4 4 4 КЛАСС № п/п Раздел/тема Кол ичес тво часо в Кол ичес тво оцен очн ых проц едур Информация об электронных учебнометодических материалах (ЭОР и ЦОР) Деятельнос ть учителя с учетом рабочей программы воспитания Раздел 1. Человек и общество 25 1.1 1.2 1.3 Наша родина Российская Федерация История Отечества. «Лента времени» и историческая карта Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы познания 2.1 окружающей природы. Солнечная система Формы земной 2.2 поверхности. Водоемы и их разнообразие Природные зоны России: общее 2.3 представление, основные природные зоны Природные и культурные объекты 2.4 Всемирного наследия. Экологические проблемы Итого по разделу 10 17 1 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 1,2,6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 2,3,4,5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 2,6 1,2,5 33 5 9 1 4,5,6 1,6 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 12850 2,3,6 24 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: Библиотека ЦОК 3.1 профилактика вредных 1 https://m.edsoo.ru/7f4 привычек 12850 Безопасность в городе. Библиотека ЦОК 3.2 Безопасность в сети 4 1 https://m.edsoo.ru/7f4 Интернет 12850 Итого по разделу 5 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 1 68 4 2,4,5 2,4 26