РП Лит-ра углубленный уровень

Российская Федерация Республика Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11 имени Героя Советского Союза Евграфа Михайловича Рыжова
города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова»)
297407, Республика Крым, город Евпатория, проспект Победы, дом 21.
Тел., факс (36569) 3-63-20. E- mail: school_Evp11@crimeaedu.ru
ОКПО 00789890 ОГРН 1149102181260 ИНН/КПП 9110087843/911001001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4274302)
учебного предмета «Литература. Углубленный уровень»
для обучающихся 10-11 классов
(Соответствует федеральной образовательной программе СОО,
утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 №371 с изменениями от 19.03.2024 приказ № 171)

Евпатория, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Литература» (на углублённом уровне) для
обучения на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
планируемым результатам обучения в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (утв. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной
образовательной программы среднего общего образования (в редакции протокола №2/16-з
от 28.06.2016 федерального учебно-методического объединения по общему образованию),
с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, приобщению
их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе на углублённом
уровне составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и
зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, расширение
литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений
в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация
произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на углубленном уровне на уровне среднего общего
образования преемственно по отношению к курсу литературы на уровне основного
общего образования и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне.
Изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных
произведений, в том числе «Слово о полку Игореве»; стихотворений М.В. Ломоносова,
Г.Р. Державина; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворений и баллад В.А.
Жуковского; комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведений А.С. Пушкина
(стихотворений, романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»); произведений
М.Ю. Лермонтова (стихотворения, романа «Герой нашего времени»); произведений Н.В.
Гоголя (комедии «Ревизор», поэма «Мертвые души»). В процессе изучения литературы
на уровне среднего общего образования происходит углубление и расширение
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного
цикла, с разными разделами филологической науки и видами искусств на основе
использования как аппарата литературоведения, так и литературной критики, что
способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к
окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя, способного к
глубокому восприятию, пониманию и интерпретации произведений художественной
литературы.
В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса
второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие
произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения.
Отличие углублённого уровня литературного образования от базового обусловлено
планируемыми предметными результатами, которые реализуются в отношении наиболее

мотивированных и способных обучающихся в соответствии с учебным планом
образовательной организации, обеспечивающей профильное обучение. Литературное
образование в старшей школе на углублённом уровне предполагает более активное
использование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся,
являющейся способом введения старшеклассников в ту или иную профессиональную
практику, связанную с профильным гуманитарным образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям,
лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного
отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на
основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей
связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и
зарубежной культуры и базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, формировании у обучающихся литературного вкуса,
развитии филологической культуры, ведущей к овладению комплексным филологическим
анализом художественного текста, осмыслению функциональной роли теоретиколитературных понятий, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка
литературных произведений, а также позволяет совершенствовать устную и письменную
речь обучающихся на примере лучших литературных образцов, создавать собственные
письменные творческие работы и устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять
целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности, связанной с
гуманитарной сферой. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении
учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных
во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в систематическом приобщении
старшеклассников к наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной классической литературе
как социокультурному и эстетическому феномену; освоении в ходе её изучения духовного
опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социальнобытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности, способной к
созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной
самоидентификации на основе изучения литературных произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним,
приобщением к российскому литературному наследию и через него – к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на
воспитание и развитие постоянной потребности обучающихся в чтении художественных
произведений в течение всей жизни; знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе
литератур народов России; сознательное включение чтения в собственную досуговую
деятельность и умение планировать и корректировать свою программу чтения;
участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих
сверстников.

Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений
комплексного филологического анализа художественного текста и осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью на основе понимания и осмысленного использования в процессе анализа
и интерпретации произведений художественной литературы терминологического
аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения,
театроведения, киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историко-литературном
процессе и его основных закономерностях, о множественности литературнохудожественных стилей разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об
индивидуальном авторском стиле; выявлением взаимообусловленности элементов формы
и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем,
способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, и авторской позиции; развитием представления о специфике
литературы как вида искусства, культуры читательского восприятия, качеств
квалифицированного читателя, обладающего образным и аналитическим мышлением,
эстетическим вкусом, интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной
отзывчивостью, а также умением сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с научными, критическими и художественными
интерпретациями в других видах искусств; развитием представлений об основных
направлениях литературной критики, о современных профессиональных подходах к
анализу художественного текста в литературоведении; развитием способности
осуществлять поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление информации с
использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и
электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением основами учебной
проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного
характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и
творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка, нацелены на развитие представлений о литературном произведении
как явлении словесного искусства и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в литературных текстах, на свободное владение разными способами
информационной переработки текстов, на умение анализировать, аргументированно
оценивать и редактировать собственные и чужие высказывания, использовать в своей
исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного
процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования отводится
340 ч., в 10 класса - 170 часов (5 часов в неделю), в 11 классе - 170 часов (5 часов в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Обобщающее повторение
Основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до
литературы первой половины XIX века: обобщающее повторение («Слово о полку
Игореве»; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина
«Недоросль»; стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе
от ума»; произведения А.С. Пушкина (стихотворения, романы «Евгений Онегин» и
«Капитанская дочка»); произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман «Герой
нашего времени»); произведения Н.В. Гоголя (комедия «Ревизор», поэма «Мертвые
души»).
Литература второй половины XIX века
А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница».
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по
выбору). Например, «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат «Паллада» и др.
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повесть «Первая любовь», Статья «Гамлет и
Дон Кихот».
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...»),
«Певучесть есть в морских волнах…», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «Эти
бедные селенья…», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я
не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти
Добролюбова», «Пророк» и др.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…»,
«Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе
ничего не скажу…», «Заря прощается с землёю...», «На заре ты её не буди…», «Как беден
наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др.
А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь
шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух
станов не боец, но только гость случайный…» и др.
Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и
отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого»,
«Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова», «Сон смешного человека»,
«Идиот», «Подросток» и др.
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Роман "Анна Каренина"
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее
четырёх глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Сказки (не менее трёх
по выбору). Например, «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Богатырь».
Н. С. Лесков. Рассказы и повести «Очарованный странник», «Леди Макбет
Мценского уезда».

А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Попрыгунья»,
«Душечка», «Дом с мезонином» и др.
Комедия «Вишнёвый сад».
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое
обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров», «Мотивы русской драмы», А. В. Дружинина
«Обломов». Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После «Грозы» Островского», Н.
Н. Страхова «Сочинения гр. Л. Н. Толстого» и др. (не менее трёх статей по выбору в
соответствии с изучаемым художественным произведением).
Литература народов России
Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Например,
стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К. Хетагурова и др.).
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века произведение Г. Флобера «Мадам
Бовари».
Зарубежная поэзия второй половины XIX века Стихотворения А. Рембо, Ш.
Бодлера.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века пьеса Г. Ибсена
«Кукольный дом»
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести «Гранатовый браслет», «Олеся».
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем», «Рассказ о семи повешенных» и др.
М. Горький. Рассказы, повести, романы (два произведения по выбору). Например,
«Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов», «Фома Гордеев» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трёх стихотворений двух
поэтов по выбору). В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, И. Северянина.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). Например, «Аленушка»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы есть гнездо, у
зверя есть нора…» и др. Рассказы (три по выбору). Например, «Антоновские яблоки»,
«Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Лёгкое
дыхание», «Солнечный удар» и др.
Книга очерков «Окаянные дни» (фрагменты).
А. А. Блок. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из
цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...»,
«О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «Девушка пела в
церковном хоре…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы...», «Я – Гамлет. Холодеет
кровь…», «Фабрика», «Русь», «Когда вы стоите на моём пути…», «Она пришла с мороза…»,
«Рождённые в года глухие…», «Пушкинскому Дому», «Скифы» и др.
Поэма «Двенадцать».
Н. С. Гумилёв. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Шестое
чувство», «Андрей Рублев» и др.

В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «А вы
могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,
«Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Дешёвая распродажа»,
«Левый марш», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и др.Поэмы
«Облако в штанах», «Во весь голос. Первое вступление в поэму».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Гой ты, Русь,
моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Не бродить, не
мять в кустах багряных…», «Клён ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…»,
«Мы теперь уходим понемногу…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели
тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «До
свиданья, друг мой, до свиданья!..» и др.
Поэма «Чёрный человек».
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…», «Notre Dame», «Айя-София»,
«Невыразимая печаль…», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Я не слыхал
рассказов Оссиана…», «Нет, никогда ничей я не был современник…», «Я к губам
подношу эту зелень…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Моим
стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь,
на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине!
Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица
в руке…»), «Генералам двенадцатого года», «Уж сколько их упало в эту бездну…»,
«Расстояние: вёрсты, мили…», «Красною кистью…», «Семь холмов – как семь
колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») и др.
Очерк «Мой Пушкин».
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Песня
последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля», «Сероглазый король», «Вечером»,
«Все мы бражники здесь, блудницы…», «Всё расхищено, предано, продано…», «Я
научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова...», «Перед весной
бывают дни такие...», «Мне ни к чему одические рати…», «Творчество», «Муза» («Когда я
ночью жду её прихода…») и др.
Поэма «Реквием».
Е. И. Замятин. Роман «Мы».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
В. В. Набоков. Роман «Машенька»
М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Пьеса «Дни Турбиных»
А. П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение»
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть
в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли
гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О
сущем», «В тот день, когда окончилась война…», «Я убит подо Ржевом», «Памяти
Гагарина» и др.
Поэма «По праву памяти».

Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем
трёх писателей по выбору). В. В. Быков «Сотников», Б. Л. Васильев «В списках не
значился» К. Д. Воробьёв «Это мы, Господи!»
А. А. Фадеев. «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. «В августе сорок четвёртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному
стихотворению не менее чем трёх поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В.
Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые», К. М. Симонов «Русские люди» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…»,
«Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…»,
«Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Единственные дни», «О, знал бы я, что так бывает…»,
«Никого не будет в доме...», «Август» и др.
Роман «Доктор Живаго» (избранные главы).
А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»); произведения из цикла «Крохотки» (не менее двух).
В. М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырёх произведений по выбору).
Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Чудик»
В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда
полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский
огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Родная деревня», «В
осеннем лесу», «В минуты музыки печальной…», «Видения на холме», «Ночь на родине»,
«Утро» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «На смерть
Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»),
«На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого
зверя в клетку…», «И вечный бой…», «Я памятник себе воздвиг иной…», «Мои слова, я
думаю, умрут…», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Postscriptum» и др.
В. С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня о
Земле», «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Я не люблю», «Братские
могилы», «Песня о друге», «Лирическая», «Охота на волков», «Песня о звёздах» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы Ч.Т.
Айтматов (повесть «Белый пароход»), В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царьрыба» (фрагменты), Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка»),
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения и поэмы Б.А.
Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение
одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история»,
«Жестокие игры», А.М. Володин «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», В.С. Розов
«Гнездо глухаря», М.М. Рощин «Валентин и Валентина», «Спешите делать добро» и
других.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее двух произведений по выбору).
Стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля.

Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее двух произведений по выбору). Например,
произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Э.М. Ремарка «Три товарища», Э.
Хемингуэя «Старик и море».
Зарубежная поэзия XX века (не менее трёх стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Ф. Гарсиа Лорки, P. M. Рильке,
Зарубежная драматургия XX века (одно произведения по выбору). М. Метерлинка
«Синяя птица», Б. Шоу «Пигмалион» и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы
по литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с
жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
• готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:

•

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России в контексте изучения произведений русской
и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их
воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
• идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями
народов России, в том числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том
числе литературы;
• убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
литературе;
5) физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой
поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных
произведений;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

•

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
• готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, представленных в
художественной литературе;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта
литературных героев;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур
народов России;
8) ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на
литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного
образования,
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
• саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты,
учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историколитературного процесса;
• разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
литературе;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на
основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на
художественные произведения; обладать способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
• обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
• формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
• осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
• уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и
изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

•

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
• владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при
изучении той или иной темы по литературе;
• создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад,
реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
• оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
• владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой
работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
• развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения
свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках
литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
• оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных
ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной
литературе;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
• оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на
примеры из художественных произведений;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в
том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в художественных
произведениях;
• признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные
темы;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя
знания по литературе.
Предметные результаты (10–11 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России,
литературной критики, в том числе:
пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И. С.
Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого,

стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е.
Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Н. Г.
Чернышевского «Что делать?» (фрагменты); роман Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»; роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С.
Лескова; рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; произведения А.Н. Островского,
И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова
(дополнительно по одному произведению каждого писателя по выбору); статьи
литературных критиков H. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина, А. А.
Григорьева и др. (не менее трёх статей по выбору); рассказы и пьеса «На дне» М.
Горького; стихотворения и рассказы И.А. Бунина; произведения А. И. Куприна;
стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения К. Д. Бальмонта, А.
Белого, Н. С. Гумилева; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского;
стихотворения С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и
поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; роман Е. И. Замятина «Мы»; роман Н.А. Островского
«Как закалялась сталь» (избранные главы); роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»; роман
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); произведения А. П.
Платонова, В. В. Набокова (по одному произведению каждого писателя по выбору);
стихотворения и поэма «По праву памяти» А.Т. Твардовского; роман А.А. Фадеева
«Молодая гвардия»; роман В.О. Богомолова "В августе сорок четвертого", стихотворения
и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (избранные главы); повесть «Один день Ивана
Денисовича» и произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты) А. И. Солженицына;
произведения литературы второй половины XX– XXI века: не менее трёх прозаиков по
выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, Ч.Т. Айтматова, В. П. Аксенова, В. П. Астафьева, В.
И. Белова, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева, Б.Л. Васильева, К. Д. Воробьева, В. С.
Гроссмана, С. Д. Довлатова, Ф. А. Искандера, В.Л. Кондратьева, В. П. Некрасова, В. О.
Пелевина, В. Г. Распутина, А.Н. и Б. Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова, Ю. В. Трифонова,
В. Т. Шаламова, В. М. Шукшина и др.); не менее трёх поэтов по выбору (в том числе Б. А.
Ахмадулиной, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродского, Ю.И. Визбора, А. А. Вознесенского, В.
С. Высоцкого, Ю. В. Друниной, Е. А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Л. Н.
Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н.М. Рубцова, Д. С. Самойлова, А.
А. Тарковского и др.); пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н.
Арбузова, А. В. Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова, М. М. Рощина, К.М. Симонова
и др.); не менее трёх произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести
Г. Белля, Р. Брэдбери, У. Голдинга, Ч. Диккенса, А. Камю, Ф. Кафки, Х. Ли, Г. Г. Маркеса,
У. С. Моэма, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, У. Старка, Дж. Сэлинджера, Г. Флобера, О.
Хаксли, Э. Хемингуэя, У. Эко; стихотворения Г. Аполлинера, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э.
Верхарна, А. Рембо, Т. С. Элиота; пьесы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Б. Шоу и др.); не
менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г.
Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г.
Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на
литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;

8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и
наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; поэтика; историко-литературный
процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные
жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская
позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,
подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы»
в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и литературной критики;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском
стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных
жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
16) владение умениями учебно-исследовательской и проектной деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов;
различными приёмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных подходах к анализу художественного текста в
литературоведении;
умение
создавать
собственные
литературно-критические
произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.

Предметные результаты по классам:
10 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) осознание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской и зарубежной литературной классики и собственного интеллектуальнонравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение
внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественные,
публицистические и литературно-критические тексты;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской и
зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина
XIX века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем
написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы второй
половины XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в
дискуссии на литературные темы; устойчивые навыки устной и письменной речи в
процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать
своё мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и
наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература;
историзм, народность; художественное время и пространство; поэтика; историколитературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм;
литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика;
авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,
стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения
(тоническая, силлабическая, силлаботоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в

литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный
перевод; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и других видов искусств;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение
умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их
смыслообразующую роль в произведении;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных
эпох, об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного,
ведение диалога о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; информационной
переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
16) владение умениями учебно-исследовательской и проектной деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов;
различными приёмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных подходах к анализу художественного текста в
литературоведении;
умение
создавать
собственные
литературно-критические
произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
11 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (конец XIX –начало XXI века); включение в
культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умение соотносить
художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры, раскрывать роль
литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской, зарубежной литературы и литератур народов России, и самооценка собственного
интеллектуально-нравственного уровня;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание
роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;

4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России (конец
XIX–начало XXI века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений самостоятельно определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX–начала XXI века со
временем написания, с современностью и традицией; выявлять сквозные темы и
ключевые проблемы русской литературы;
6) способность самостоятельно выявлять в произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участие в
дискуссии на литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в
процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное,
выражать личное отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и
аргументировать своё мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;
9)
овладение
умениями
самостоятельного
анализа
и
интерпретации
художественного произведения в единстве формы и содержания (с учётом
неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с
использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным
в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература;
историзм, народность; художественное время и пространство; поэтика; историколитературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм,
модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; авангард; литературный
манифест; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и
проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь;
стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные
образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература;
взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод;
литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и литературной критики;
12) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях

художественной литературы; умение применять их в речевой практике; умение
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию,
и выявлять их смыслообразующую роль;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском
стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного,
информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение
умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с
учётом норм русского литературного языка;
16) владение умениями учебно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приёмами цитирования и редактирования собственных и чужих текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных подходах к анализу художественного текста в
литературоведении;
умение
создавать
собственные
литературно-критические
произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в
том числе в медиапространстве (поиск, анализ, отбор, структурирование, презентация
информации), оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Целевые ориентиры результатов воспитания
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
• знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине – России, ее территории, расположении;
• сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
• понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины – России, Российского государства;
• понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
• имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
• принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
• уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
• сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;
• доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших;

умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
• владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий;
• сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
• способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
• проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
• проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
• владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
• ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
• сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
• сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
• проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
• проявляющий интерес к разным профессиям;
• участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6. Экологическое воспитание:
• понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
• проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
• выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
7. Ценность научного познания:
• выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
• обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
• имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
10 класс
№ Раздел/тема
Количество Количество Информация
Деятельность
•

часов

п/п

1
2

3

4

Обобщающее
повторение
Литература
второй
половины
XIX века
Литература
народов
России
Зарубежная
литература
Развитие
речи
Уроки
внеклассного
чтения
Подготовка
и защита
проектов
Резервные
уроки

оценочных
процедур

об электронных
учебно-методических
материалах (ЭОР и
ЦОР)

7
117

4

учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
2,3,4
1,2,6,7

1

1,5

4

2,7
15
2

8
12
11 класс

№ Раздел/тема
п/п

1

2
3

4

5

Литература
конца XIX —
начала ХХ
века
Литература
ХХ века
Проза второй
половины XX
— начала XXI
века
Поэзия второй
половины XX
— начала
XXI века
Зарубежная
литература

Количество Количество
часов
оценочных
процедур

16

112

2

Информация
об электронных
учебно-методических
материалах (ЭОР и
ЦОР)

Деятельность
учителя с
учетом
рабочей
программы
воспитания
1,2,3,5,4

1,2,6,7

5

5

4

2,7

6

1,7

Развитие
речи
Уроки
внеклассного
чтения
Подготовка и
защита
проектов
Резервные
уроки

8
2

6
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».